Болящий дух врачует песнопенье.
Гармонии таинственная власть
Тяжелые искупит заблужденья
И укротит бунтующую страсть.
Е. Баратынский
Психолог в Санкт-Петербурге. О целительной силе звуков тысячелетия назад знали в Риме, Греции, Египте, Индии, Китае и Тибете. Дошедшие до наших дней тексты свидетельствуют о том, что в традициях этих культур использование звука в качестве терапевтического средства было ничем иным, как высокоразвитой духовной наукой (Голдман Д., 2009).
В современных исследованиях, посвященных изучению воздействия различных раздражений на органы чувств, было выявлено, что наиболее сильное воздействие на мозг человека оказывают звуки. Восприятие мозгом сигналов от звуковых рецепторов является более интенсивным по сравнению с восприятием от других рецепторов. «…клетки мозга, отвечающие за слух, реагируют на возбуждение, в десять миллионов раз более слабое, чем то, которое необходимо для передачи в мозг информации о прикосновении к коже» (Деккер-Фойгт Г.-Г., 2003).
Известно, что мозг активно согласовывает свои импульсы с импульсами, поступающими из внешних звуковых источников. Поэтому, используя специально подобранные звуки можно успешно корректировать психологическое состояние человека. Человек, входящий в мир целительных звуков и затем выходящий из него, «становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным, обновленным, подобно тому, как он становится другим после прогулки в лесу и соприкосновения с природой, купания в море или общения с близким другом» (Петрушин В.И., 1999).
Наиболее часто в психокоррекции используется музыка. Отдельные элементы музыки (ритм, тональность) вызывают соответствующие эмоциональные состояния. Радость передается быстрой мажорной музыкой, спокойствие – медленной мажорной, печаль – медленной минорной, гнев – быстрой минорной музыкой. Минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект. Быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции. Диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают. Плачевные песни способствуют отчуждению скорби – превращению ее во что-то чуждое для личности. Успокаивающее воздействие оказывают ритмы вальса, детской и народной музыки. Агрессию вызывает революционная или военная музыка, одухотворенную радость – религиозная музыка. Печальная музыка снижает нейротизм и ситуативную тревожность (Саенко, Ю.В., 2011).
В психокоррекции различных нарушений широко используются звуки природы. За последние два десятилетия появилось немало великолепных психоакустических программ с различными звуками природы – пением птиц, голосами зверей, журчанием ручейка, раскатами грозы, шумами прибоя, дождя, ручья, водопада, леса. Психоакустические программы со звуками природы очень полезны для людей, живущих в крупных городах. Звуки природы также используются в сочетании с классическими музыкальными произведениями.
Музыка и звуки природы в психоаккустических программах нередко сочетаются с человеческим голосом. Обычно голос в лечебных и оздоравливающих звуковых программах лучше воспринимается левым полушарием мозга человека, а музыка – правым полушарием. Доктор медицины, директор Института боли и восстановления здоровья в Спрингфилде, штат Миссури (США) К.Н. Шили поясняет: «Мозг разделен на левое и правое полушария. Мой голос обращается к левому полушарию. Но если ничто не затрагивает правого полушария, его реакция будет смутной, оно потеряет фокусировку и попытается отвергнуть предложения, которые я делаю. Музыка загружает правое полушарие мозга» (цит. по: Падус Э., 2008). Музыка в лечебных и оздоравливающих психоакустических программах помогает ослабить психическое сопротивление пациента и облегчить лечебное или коррекционное воздействие на него словом врача или психолога (Цыганков В.А., 2008).
Значение музыки для человека чрезвычайно велико. И потому мы часто используем термины и метафоры, связанные со звуком, хотя и не всегда отдаем себе в том отчет. Известный специалист по музыкотерапии Дон Кэмпбелл (2010), отмечает: «Интересно, что английское слово «health» происходит от древнеанглийского «hal», корневого слова, которое означает «цельный, исцеляющий, лечебный и вдыхающий». Слово «heal» на среднесеверном английском языке означает также издавать звук, чтобы снова стать здоровым. Мы используем слово «звук» как синоним здоровья и цельности для обеспечения жизнеспособности и незыблемости того основания, на котором вершим наши дела. Печники используют выражение «звонкий кирпич», определяя его пригодность для кладки очага. Мы говорим: «Это звучит хорошо». Используем также слово из старославянского языка «слушный», то есть толковый, полезный. Когда дела идут хорошо, мы говорим о хорошем настрое, о том, что мы в гармонии с окружающими и внешним миром. Когда нас преследуют неудачи, мы говорим, что дела расстроились или мы выбились из ритма. В отношениях с другими людьми мы надеемся сразу же взять нужный тон, задеть нужные струны души или общаться на одной волне… Выступая публично, мы стараемся взять в руки аудиторию (от слова «аудио», то есть слышать)… На приеме у психиатра, на родительском собрании в школе или при собеседовании в отделе кадров при приеме на работу мы стараемся выразить себя как сильную независимую личность, персону, показав свои лучшие персональные качества. Все это от греческих корней пер сон («звук, проходящий насквозь»). Хотя мы можем считать себя абсолютно равнодушными к музыке людьми, музыкальные метафоры и звуковые образы пронизывают всю нашу жизнь». «Еще один пример: в обиходном языке очень часто встречаются выражения типа «разыграл как по нотам»… Иногда мы говорим, что кто-то должен быть «тактичным, а кто-то, наоборот, совершенно «бестактен». Или вспомните распространенные дискуссии на тему «хорошего тона»…» (Деккер-Фойгт Г.-Г., 2003).
Ведущий специалист в области лечения звуком Джонатан Голдман (2009) пишет: «Сейчас звук уже повсеместно используется традиционной аллопатической, а также нетрадиционной медициной для снятия боли и стресса.
Вы чувствуете усталость, тревожность, у вас беспокойный сон? Ваш доктор может предложить вам аудиозапись для релаксации, чтобы помочь решить проблему.
У вашего ребенка трудности в школе? Специалист по работе с трудными детьми может посоветовать вам самую современную систему стимулирующих звуков, доказавшую свою эффективность в помощи тем, у кого проблемы в классе.
Вы направляетесь к физиотерапевту из-за проблем со здоровьем? Вы обнаружите там аппарат, проецирующий в ваше тело волны определенной частоты для лечения мышц и сухожилий или даже для коррекции позвоночника.
Посещая массажиста, вы, вероятно, сталкиваетесь с тем, что сеанс массажа сопровождается спокойной, звучащей на заднем плане музыкой.
Если вы пойдете к психотерапевту, то увидите, что он включает музыку, дабы помочь вам достичь глубокого расслабления, или использует какие-нибудь звуки, чтобы сбалансировать полушария вашего мозга и снизить его волновую активность».
В последнее время программы лечебного и оздоравливающего звука все чаще подбираются индивидуально для каждого пациента (Падус Э., 2008; Цыганков В.А., 2008). Музыкальные звуки, звуки природы и человеческого голоса для той или иной программы лечения или психокоррекции зачастую проходят достаточно сложную акустическую обработку.
Особенно сильное целительное влияние лечебные и оздоравливающие звуки оказывают на эмоциональную сферу человека. После разработки метода функциональной магнитно-резонансной томографии появилась возможность изучать изменения активности нейронов – клеток нервной системы – во время прослушивания музыкальных программ. Было достоверно установлено, что музыка возбуждает области мозга, связанные с эмоциональным поведением (Шойфет М.С., 2010). «…данные нейрофизиологии говорят о том, что в соответствии с нашей структурой восприятия слух действует гораздо сильнее на наше эмоциональное состояние, чем зрение» (Деккер-Фойгт Г.-Г., 2003).
Довольно распространенные эмоциональные нарушения, с которыми приходится сталкиваться психологам и врачам, это страхи, неадекватные тревоги, астенические и депрессивные нарушения у больных. Нередко пациенты с такими расстройствами не в состоянии использовать внутренний ресурс для преодоления своего болезненного состояния, даже, если им на этот ресурс указывает специалист. Бывает и при относительно благоприятном течении расстройства лечение и психокоррекция длится многие месяцы. Надо ли говорить, насколько важным может оказаться целительное психофизиологическое воздействие звуком, способное ускорить процесс терапии и коррекции, сделать его более результативным, а порой – просто «сдвинуть с мертвой точки»?
психолог, доктор философии
Литература
Голдман Д. Семь секретов исцеления звуком. – М.: София, 2009. – 160 с.
Деккер-Фойгт Г-.Г. Введение в музыкотерапию. – СПб.: Питер, 2003. – 208 с.
Кэмпбелл Д. Музыка для здоровья. Эффект Моцарта. – Минск: Попурри, 2010. – 416 с.
Лужковская Ю. Диета для работы мозга. Что есть, чтобы хорошо соображать. – СПб.: Питер, 2010. – 224 с.
Падус Э. Исцеляющая сила эмоций. – М.: Центрполиграф, 2008. – 316 с.
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
Саенко Ю.В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями. – СПб.: Речь, 2011 – 232 с.
Цыганков В.А. Музыкальные и природные звуки в коррекции эмоциональных нарушений. – СПб.: Православная школа психологии и медицины, 2008. – 64 с.
Шойфет М.С. Психофизическая саморегуляция. Большой современный практикум. – М.: Вече, 2010. – 320 с.
Психолог, СПб
Психология и психотерапия
Лечебный, оздоровительный звук
Владимир Анатольевич, что бы Вы могли сказать о Григорианских песнопениях?
ОтветитьУдалитьПонятие «григорианское пение» происходит от имени Григория I Великого (Папа Римский в 590-604 годах), которому средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии.
ОтветитьУдалитьВ григорианских песнопениях используются ритмы естественного дыхания, что позволяет человеку быстро расслабиться и значительно уменьшить нервно-психическое напряжение.