Иеромонах Анатолий (Берестов):
«Подсознание – это таинственная область человеческой души, где рождаются мысли, чувства, образы, переживания, желания… Ученые определяют подсознание как качественно особую, скрытую активность мозга, способную оказывать глубокое влияние на поведение и сложные формы приспособления, восприятие ощущений, осуществляемое посредством органов чувств.
Сознание неизбежно базируется на неосознаваемых процессах, происходящих в мозге (и душе). Процессы восприятия информации и переработки ее в нервных клетках мозга имеют именно неосознаваемый характер, и только результаты этой работы доступны сознанию. Человек через органы своих чувств получает огромное количество информации, однако, в большей части она остается неосмысленной, но принимает активное участие в формировании наших чувств, желаний. Иногда неосознаваемые впечатления прорываются в область сознания в виде непонятных нам образов, мелодий, сновидений».
Иеромонах Иов (Гумеров):
«Христианской антропологии не противоречит мысль о существовании в человеке особой области, которая включает неосознанные представления, скрытые мысли и чувства, забытые образы… Для православного богословского учения неприемлемой является не идея подсознательного, а разработка ее в различных психоаналитических концепциях. Построения З. Фрейда весьма примитивны. Христианская антропология не только не отрицает подсознательное, но определенно говорит о темных глубинах падшего человеческого естества».
Протоиерей Глеб Каледа:
«Православная аскетика через свободное подчинение человеком себя Богу и постоянную молитву, совершаемую не только сознательно, но и подсознательно (так называемая умная молитва) сосредотачивает в подсознании благодатные переживания, мысли и чувства и таким образом делает подвижника внутренне единым в его устремлении к Богу. Но подсознание может скапливать и греховные переживания и чувства, с которыми не могут примириться душа и сознание. Впрочем, живущее в подсознании добро может бороться с греховным движением сознательной мысли даже прежде, чем человек воспримет внушаемый грех».
Протопресвитер Михаил Помазанский:
««Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Евангелие от Матфея, глава 6, стих 33). Искание правды, как основной принцип, внушает на первый взгляд предположение, что Православие преподносится нашему сознанию, как сила познавательная, как мысль, как деятельность ума, хотя бы и благочестивого, как нечто от «рацио». Но как раз именно Православие отметает рассудочность, рационализм. Из трех крупных вероисповеданий, православное вероисповедание наимение рационалистично. И носит оно имя не «правомыслия», а «Православия», то есть прославления Божия, в котором, вообще говоря, главное место всегда и везде занимает молитва. Уже отсюда видно, что носитель православного духа – не ум, а сердце.
И действительно, понятие «сердце» занимает в православной психологической терминологии первое место. Кроме того, это слово имеет гораздо более глубокий смысл, чем в нашей обыденной речи. Это не орган «чувства», как мы привыкли говорить, а та таинственная область души, посредством которой мы в наибольшей степени соприкасаемся с Богом, но которая может оказаться и под влиянием темной силы: область, в которую входит и так называемое подсознание и интуиция. Это область, не исследуемая нашим умом, ибо ум представляет собой как бы надстройку над ней».
Профессор Московской Духовной академии, доктор богословия А.И. Осипов:
«Существует определенная психологическая закономерность, которую можно назвать законом резонанса. Этот закон состоит в том, что ни одно впечатление внешнего мира или внутренних переживаний не исчезает из нашей души, ибо человек – это «компьютер» с бесконечной памятью, в которой в подсознании сохраняется абсолютно все. И не только сохраняется, но и вызывает соответствующий резонанс в душе, оказывая влияние на его психологическое, поведенческое и нравственное состояние. Так что все, что мы увидели, услышали, почувствовали, пережили, о чем подумали и так далее, обязательно, хотим ли этого или не хотим, невидимо, а иногда и очевидно оказывает воздействие на нашу душу, наше настроение, наши решения. И это действие будет тем больше, чем сильнее впечатление, чем более глубоко «погрузились» мы в соответствующую «картину» своими чувствами, желаниями, с большим осознанием и страстью совершали то или иное деяние. Психологи утверждают, что в человеке насчитывается до 10 уровней подсознания, которые находятся на различной глубине и могут по неизвестным нам законам неожиданно всплывать в сознании, вспоминаться, производя на душу соответствующее действие».
Психолог, Санкт-Петербург
Психологическая помощь в СПб
Православие, психология, подсознание
Комментариев нет:
Отправить комментарий