среда, 23 февраля 2011 г.

Введение в трансактный анализ. Основы психологического айкидо


Трансактный анализ представляет собой теорию личности и систематическую психотерапию с целью развития и изменения личности. Изучая общение людей, Эрик Берн в трансактном анализе описал три эго-состояния – Родитель (Р), Взрослый (В), Дитя (Д).

То, на каком «уровне» своей личности человек предпочитает находиться, во многом определяют его отношения с окружающими, его линию общения (трансакцию по Э. Берну).

Родитель (Р). Человек в этой позиции использует в общении с другими людьми «образ начальника» – категоричного, не допускающего дискуссий, указывающего, поучающего, критикующего, вразумляющего. Деятельность Родителя определяется установками, усвоенными от родителей, обычаями, традициями, устоявшимися правилами (часто уже устаревшими). Его девизы – должен, обязан, нельзя.

Взрослый (В). Спокойно и уверенно руководствуется принципами целесообразности, обменивается полезной информацией с людьми, адекватно реагирует на происходящие события, находится в реальности, в состоянии «здесь и сейчас». Его девизы – целесообразно, полезно, разумно.

Дитя (Д). Поведения, мысли и чувства у человека в этой позиции напоминают состояние беспокойного ребенка. Его чувства, эмоции легко задеть, они выражаются активно. Поведение определяется эмоциями, чувствами, желаниями (нередко сиюминутными, чрезмерными, несвоевременными). Его девизы – хочу, нравится, желаю немедленно.

Позиции Родителя, Взрослого и Дитя проявляются последовательно. Когда люди общаются, то один человек посылает другому коммуникационный стимул и получает коммуникационный ответ. Стимул и ответ называют трансакцией, которая является единицей общения.

Задачей трансактного анализа состоит в том, чтобы выяснить, какое эго-состояние (Родитель, Взрослый, Дитя) послало коммуникативный стимул и какое эго-состояние дало ответ. Конструктивное общение строится по линии Взрослый (В) – Взрослый (В):

– Скажите, пожалуйста, который час? (В)

– Половина двенадцатого. (В)

Конфликтное общение обычно начинается с трансакции Взрослого (В), но далее происходит по линии Родитель (Р) – Дитя (Д):

Муж: Дорогая, не подскажешь ли, где мой шарф? (В)

Жена: Сам должен знать, где ты его оставил! (Р – Д)

Муж: Был бы порядок в доме, я бы и знал! (Р – Д)

Жена: А тебе надо больше времени дома бывать, домашними делами заниматься, а пропадать неизвестно где. (Р – Д)

Муж: Я-то делами занимаюсь, деньги зарабатываю, а вот чем ты дома занимаешься, когда меня дома нет, надо еще выяснить… (Р – Д)

Психологическое айкидо основано на принципе: «Сам ни на кого не нападаю, а если нападают на меня, то сохраняю свои силы и даю возможность истощить силы нападающему). Прсихологическое айкидо – эффективный способ преодоления стрессов. Простейшие навыки психологического айкидо в межличностном общении основаны на:

1) формировании позиции Взрослого (это одна часть нашего психического мира),

2) умении Взрослого наладить контакт с двумя другими частями (Родителем и Дитя),

3) способности Взрослого «уводить» Родителя и Дитя из-под «психологических ударов».


Освоение основ психологического айкидо.
Простейший комплекс упражнений

Упражнение 1. Определение ведущего эго-состояния и формирование позиции Взрослого. Определите, какие части вашей личности (Родитель, Взрослый, Дитя) участвуют в межличностном общении, в принятии вами решений.

Отнесите нижеприведенные слова к той или иной позиции:

1) «Неужели это трудно понять?…».

2) «Сколько раз вам можно объяснять, что…».

3) «А я хочу сейчас…».

4) «С моей точки зрения…».

5) «Надоело мне все! Не хочу больше…».

6) «Давайте подумаем…».

7) «Сам додуматься должен».

8) «Я этого не переживу…».

9) «Так скажите же, что мне делать?»

10) «Следует обсудить целесообразность этого…»

Подсказки: фразы 1, 2, 7 – Родителя, 4, 6, 10 – Взрослого, 3, 5, 8, 9 – Дитя.

Если выяснится, что чаще это бывают Дитя (хочу, нравится, желаю немедленно) или Родитель (должен, обязан, нельзя), то вам следует тренировать позицию Взрослого (целесообразно, полезно, разумно).

Принципы формирования позиции Взрослого соответствуют принципам преодоления стрессовых ситуаций.

Упражнение 2. Налаживаем контакт между Взрослым, Родителем и Дитя.

1. Научитесь распознавать своего Дитя, все его уязвимые места, страхи, тревоги основные способы выражения чувств, мыслей, поведения.

2. Научитесь распознавать своего Родителя, его наставления, предписания, фиксированные установки, а также основные формы проявления этих наставлений, предписаний и установок.

3. Пройдите психокоррекционный сеанс «Защита от стрессов. Тренинг психологической устойчивости» (описание сеанса смотрите здесь).

Упражнение 3. Взрослый «уводит» Родителя и Дитя из-под «психологических ударов».

Следует понять, что «психологические поглаживания», комплименты идут по линии Дитя – Родитель, предложения по целесообразному взаимодействию, конструктивному общению – по линии Взрослый – Взрослый, а «психологические удары» – по линии Родитель – Дитя (Родитель одного человека противостоит Дите другого).

Психологическое айкидо проводится посредством «выпрямления» перекрекрещивающихся трансакций к линии Взрослый – Взрослый по следующей схеме:

В психологическом айкидо на передний план выходит Взрослый. Родитель и Дитя отходят на заднюю позицию. После трех-четырех приемов психологического айкидо (трансакций Взрослый – Взрослый) энергия Родителя противника истощается, его «психологические удары» (по линии Родитель – Дитя) прекращаются. Именно так Ваш Взрослый может совершенствовать свои навыки в основах психологического айкидо и с успехом преодолевать стрессовые ситуации.

Для Вас в нашем психологическом центре мы проводим тренинговый курс по преодолению стрессовых ситуаций (смотрите страницу Тренинги). Ведет тренинговый курс руководитель центра, психолог, доктор философии Владимир Цыганков. Наши контакты.

Преодоление стрессов
Психологическая помощь, СПб
Консультация психолога, Санкт-Петербург

Комментариев нет:

Отправить комментарий