среда, 13 февраля 2013 г.

Владимир Михайлович Элькин: эффект Срябина и музыкальная цветология

Кандидат медицинских наук, музыкотерапевт Владимир Михайлович Элькин пишет: «Работая музыкотерапевтом, я  старался помочь человеку с проблемами мелодическими шедеврами. Мне хотелось узнать, как влияет  тональность музыки на ее эмоциональное воздействие.
 
Несомненно отличие минорной и мажорной музыки. Однако  хотелось понять более тонкие особенности, тем более что существует 12 мажорных и 12 минорных к ним тональностей.  Перед сеансом музыкотерапии я определял цветовыбор пациента и узнавал потом какие мелодии ему особенно желанны».
 

Цветомузыка нашего подсознания: эффект Скрябина

 
Музыкотерапевт Владимир Михайлович Элькин пишет: «Толчком к поиску эмоциональной характерности  тональностей послужили слова Бетховена: «Гете – это  человек в ре мажоре». Эта солнечная сверкающая тональность  была им использована для мелодии финала  9 симфонии  на оду «К радости « Шиллера. Своим высказыванием Бетховен  выразил понятие  – Гете это солнечный человек.
 
Композитор Скрябин полагал,  что существует связь  между аккордами  тональности  и цветами солнечного спектра. Цветовым восприятием тональностей – цветной слух – обладали немногие музыканты: Римский-Корсаков, Асафьев, Лист, тогда как  Рахманинов отрицал связь тональностей и цветов спектра.
 
Тот факт, что ре мажор Скрябин связывал с желтым цветом ничего не говорит обычному человеку, (не страдающему пониманием музыки  по словам О. Генри). Люшер  связывает желтый цвет с эмоциями  радостной надежды. Мы можем сказать, что желтый цвет и ре мажор  – РАДОСТНЫЕ.
 
Глухой Бетховен  навсегда  связал  понятие  радость (Ода к Радости) и тональность ре мажор. Каково же было мое изумление, когда я обнаружил, что люди интуитивно выбирают аккорды в соответствии со своим цветовыбором.
 
Если человек  в цветовыборе  отдавал предпочтение радостному желтому цвету, он предпочитал и тональность РЕ МАЖОР. Интуитивным выбором он связал ре мажор и желтый цвет. Если он отрицал в цветовыборе  желтый цвет, он отрицал в интуитивном выборе аккорд РЕ МАЖОР».
 

Владимир Михайлович Элькин о Бетховене

 
Музыкотерапевт Владимир Михайлович Элькин пишет: «Пониманию эмоциональной окраски разных тональных аккордов помог выбор тональностей в мелодических шедеврах Бетховена. Бетховен обладал  наивысшей психологической интуицией, всегда добиваясь  желаемого  психологического эффекта своей музыки.
 
Редкие названия его произведений  проливают свет на эмоциональную окраску  тональностей, которые  он выбрал  для создания определенного эмоционального  настроения. Названия  «Героическая», «Пасторальная», «Ода к радости», «Апассионата», «Патетическая»  ясно характеризуют  эмоциональный мир, в который вводит слушателя  Бетховен.
 
Тональность ми бемоль мажор Бетховен счел подходящей для создания героической симфонии. Я связал тональность «Героической симфонии» с образом КРАСНОГО цвета и понятием ХОЛЕРИК. Оказалось что великие музыканты для создания энергичных образов часто использовали эту тональность.
 
Есть  три  тональности, которые отличает  энергетичность – в этих тональностях написаны знаменитые марши, огненный полонез Шопена.
 
Совсем другие эмоции вызывает тональность «Пасторальной симфонии» Бетховена, спокойная гармоничность мелодий дает основание связать их с образом зеленого цвета и понятием флегматик. Последующие три тональности и мелодии в них написанные отличает солнечный радостный характер – среди них тональность бетховенской «Оды к радости», поэтому  их можно связать с солнечным желтым цветом.
 
Последние три тональности отличала нежность звучания, что позволило связать их с синим цветом.  Таким образом три энергичных тональности (красный цвет) сменили три  аккорда  несущих  образ покоя, пасторали (аналогия с зеленым цветом). Следующие три аккорда сверкали оптимизмом, все завершали три нежных тональности – аналоги синего цветовыбора».
 

Владимир Михайлович Элькин о цветологии 

 
Музыкотерапевт Владимир Михайлович Элькин пишет: «Порядок  чередования красного, зеленого, желтого и синего цвета живо напомнил смену  характеров в европейском гороскопе холерик (красный), флегматик (зеленый), сангвиник (желтый), синий (меланхолик).
 
Узнав эмоциональные образы различных тональностей, я стал сопоставлять выбор цвета  по Люшеру и предпочтение выбора тональных аккордов. Здесь работал главный закон цветовой психологии хочет цвет – предпочитает соответствующий аккорд,  не хочет цвет – отрицает  соответствующий аккорд.
 
Так удалось обнаружить   интуитивное цветотональное  восприятие. Если человек хочет желтый цвет  и отрицает синий он скажет, что радостный аккорд ре мажор (аналог желтого цвета) приятней, чем аккорд си мажор (аналог синего цвета). Любой человек  человек интуитивным выбором, предпочтением связывает цвет и аккорд подобно Скрябину.
 
Мелодии выбранной  пациентом тональности  воспринимались им как желанные, максимально близкие состоянию пациента. Они оказывали мощное психологическое действие, снимали тревожность, гармонизировали  личность пациента».     
 

Владимир Михайлович Элькин: мажорные триады

 
Музыкотерапевт Владимир Михайлович Элькин пишет: «Светлые цвета Люшера соответствуют   мажорным тональностям, темные – минорным. Тональности  музыки обладают четкой эмоциональной характерностью.
 
По своей  психологической окраске мажорные тональности группируются в четыре группы  по три тональности, идущие по  квинтовому кругу (четыре  мажорные триады). Их эмоциональное содержание – энергичные аккорды (красный цвет), спокойные  аккорды (зеленый цвет), радостные аккорды (желтый цвет), нежные, сладостные аккорды (синий цвет). Разница этих аккордов была резкой и очевидной для каждого  слушателя».
 

Владимир Михайлович Элькин: минорные триады

 
Музыкотерапевт Владимир Михайлович Элькин пишет: «Четырем мажорным триадам соответствуют минорные к ним тональности. Люди черного цветовыбора интуитивно предпочитают минорные трагические тональности.
 
Выбор  коричневого  цвета  соответствовал настроениям  элегического воспоминания и  выбору тональностей  многих русских романсов, «Элегии»  Массне, «Песни Сольвейг», «К  Элизе» Бетховена, образно воплотившим  ностальгические сентиментальные эмоции светлой печали. Эти тональности были минорными к мажорным тональностям  соответствующими зеленому цвету.
 
Люди фиолетового  цветовыбора  предпочли 3 тональности ноктюрнов  Шопена, «Лунной сонаты»  Бетховена.
 
Люди, выбравшие  серый цвет,  предпочли  сумрачные  тональности  несущие  эмоции отрешенности, которые  использовалась Шуманом, Рахманиновым, Шопеном. Эти тональности  были минорными к  тональностям, связанным с синим цветом».
 

Семинары музыкотерапевта Владимира Элькина

 
В нашем психологическом центре в Санкт-Петербурге музыкотерапевт Владимир Михайлович Элькин проводит интереснейшие семинары и тренинги по цветологии и музыкальной психотерапии.
 
Получайте своевременно анонсы на эти и другие интересные мероприятия нашего центра здоровья. Для этого вам необходимо всего лишь ввести свое имя и e-mail в форму, расположенную ниже!
 

Ваш e-mail: *

Ваше имя: *



   * На ваш email-адрес будет отправлено активационное письмо для подтверждения подписки на рассылку! Не забудьте подтвердить подписку!

 
Ключевые слова: психолог, музыкотерапевт владимир михайлович элькин, психолог спб, музыкальная психология, музыкотерапия, психолог санкт-петербург, психолог в петербурге, владимир элькин, психологический центр спб, музыкальная психотерапия

Комментариев нет:

Отправить комментарий