Значение речи в развитии малыша и дальнейшей его жизни огромно. Многие родители считают, что говорить ребенок учится только в конце первого года жизни или даже еще позже. Ранее он якобы ничего не понимает и разговаривать с ним бесполезно. Это глубокое заблуждение!
С самого рождения (и даже до рождения!) малыш способен слышать выделять человеческую речь из всех окружающих звуков. Ребенок наделен способностью к речевому развитию, а взрослые должны создавать условия, благоприятствующие этому развитию.
Хотя в первом полугодии жизни ребенок сам еще не овладевает элементами речи, но у него происходит интенсивное формирование речевого слуха. Малышу необходимо слышать взрослого, но не просто по телевизору, радио, магнитофону или разговоры людей между собой, а речь, обращенную с лаской, нежностью, любовью именно к нему. Только в этом случае речь будет иметь адекватное значение для развития младенца.
В лаборатории психического развития детей дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии был проведен цикл исследований, посвященный процессам речевого развития ребенка. Ученые выяснили, что речь развивается прежде всего как средство общения. Вот почему столь важен первый год жизни ребенка. В первом полугодии эмоциональные контакты со взрослым помогают малышу выделить речь взрослого как отличительную черту его обращений. Привязанность ко взрослому побуждает ребенка подражать ему.
Первый месяц жизни. Новорожденный издает малое количество непроизвольных звуков, ларингеальных или гортанных, особенно ночью. Он кричит перед кормлением, но успокаивается после кормления.
Второй месяц жизни. В моменты удовлетворения и веселья ребенок издает несколько гортанных звуков, которые понемногу организуются в форме лепета. Ребенок «произносит» несколько звуков (а, е, о, ее). К концу месяца он связывает эти гласные с согласной «х (ха, хе, ехе)». Смех еще гортанный и сопровождается движениями мышц, контролирующих мимику.
Третий месяц жизни. Грудной ребенок шумно смеется во время общения с ним. Он поворачивает голову к лицу, которое к нему обращается и лепечет спонтанно. Он начинает издавать звуки подобные буквам «ф».
Четвертый месяц жизни. Лепет становится более выразительным и разнообразным, в зависимости от выражаемых чувств. Грудной ребенок играет звуками. Иногда различаются гласные «е, а…», но в большинстве случаев этот прогресс появляется позже. Грудной ребенок улыбается, если с ним разговаривают, иногда громко смеется. Поворачивает голову к матери, которая с ним разговаривает, лепечет, иногда радостно вскрикивает. Радуется своему «щебетанию» и повторяет его. Поворачивается в сторону источника шума и утихает, прислушиваясь. Пробует получать желаемое при помощи плача. Модуляция голоса хорошо дифференцирована.
Пятый месяц жизни. Издаваемые грудным ребенком звуки остаются пока гортанными, без участия языка и губ. Ребенок лепечет и «вокализирует». Во время бодрствования он долго вокализирует, связывает звуки, «напевает», прекращает и снова начинает «петь». Время от времени он ясно произносит звук «а» или «е», хорошо округляя их, умолкает на несколько секунд или минут и повторяет их. Для гуления характерно прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподражание, произношение цепочек певучих звуков, что тренирует речевое дыхание. Говорит сам с собой, начинает произносить слога (да, де, гу) и сочетает их прогрессивно в цепи ритмичных слогов. Когда взрослый имитирует эти звуки, удовлетворение ребенка возрастает и, будто одобренный успехом, начинает своеобразную «беседу». Как только устанавливается такой «набросок» диалога, ребенок громко смеется, поворачивается, протягивает ручки и возобновляет вокализы, как бы предлагая взрослому повторять их. Ребенок положительно реагирует на звучание музыки.
Шестой месяц жизни. Малыш «разговаривает», когда находится один в комнате. Он произносит все больше и больше слогов: да, ее, дее, ге-ге,оо, гоо; соединяет их и произносит ритмично (да-да-да, ге-ге и т.д.). Родители обязаны уделять время для диалога с грудным ребенком, повторяя гласные, слоги и слова, которые произносит малыш. С каждой неделей звуки, издаваемые ребенком, становятся разнообразнее, образуют постепенно язык, на котором происходит общение: рассказываются друг другу счастливые события, разочарования, модулируя тон голоса. Следует начинать с простых предложений, состоящих из слов с 1 -2 слогами: па-па и-дет, ма-ма, па-па. Появляются повторные слоги, цепочки слогов в ответ на голосовое общение взрослого, когда ребенок приглядывается к артикуляции взрослого, прислушивается к нему и самому себе. Необходимо называть ребенка по имени, желательно, чтобы вся семья называла ребенка одинаково. Необходимо спрашивать у ребенка, где папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сестры и т.д.
Седьмой месяц жизни. Ребенок произносит первые раздельные слоги: да-да, та-та, па-па, ма-ма и т.д. Он издает нюансированные звуки; имитирует, повторяет и изменяет звуки; много и с удовольствием «рассказывает на своем языке».
Восьмой месяц жизни. Ребенок произносит первые двуслоговые звуки: дада, тата, папа, мама и т.д. Он имитирует собственные и посторонние звуки, долго и с удовольствием «рассказывает на своем языке». Ребенок придает произносимым слогам тон торжества, нетерпения или даже ярости. Ребенок хлопает в ладошки и по просьбе произносит слоги, играет в прятки. Звуковые переклички взрослого и ребенка складываются в рамках комплекса оживления. Если наблюдается задержка голосовых проявлений, нужно постараться помочь, стимулировать их проявление «уроками звукоподражания». Взрослый, ласково, эмоционально насыщенно обращаясь к ребенку, может предложить ему в качестве образца звуки, начиная с тех, которые уже имеются в спонтанном репертуаре младенца; при этом малыш должен видеть лицо, рот, движения губ. К 9 месяцам в условиях общения со взрослым наступает «расцвет» лепета, обогащение его новыми звуками и интонациями. Складывается так называемая автономная речь.
Девятый месяц жизни. Как и на восьмом месяце развития, ребенок произносит парные слоги и имитирует звуки, которые он слышит и произносит сам. Начинает говорить шепотом и модулировать свой голос.
Десятый месяц жизни. Ребенок произносит цепи парных слогов: дада, тата, папа, мама и т.д. без назначения. Он реагирует на обращение к нему по имени, на просьбу дать какой-либо предмет. Малыш имитирует звуки, которые он слышит и произносит сам, модулирует свой голос: громко, шепотом, тихо. Играет языком, слюной для того, чтобы производить шум.
Одиннадцатый и двенадцатый месяц жизни. Помимо «папа, мама, баба» (единственные слава с точным назначением), большинство детей способны произносить лишь несколько слогов или слов, состоящих из 2 слогов. Речь начинает становиться средством общения: личные желания и чувства ребенок выражает простыми словами.
Одно из главных приобретений к концу первого года жизни малыша – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Как указывают И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий, детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличаются от них. Встречаются слова, не похожие на соответсвующие слова взрослых (например, «ика» – шкаф, «гилигилича» – карандаш); слова – обрывки слов взрослых («ка» – каша, «па» – упала); слова – искажения слов взрослых, сохраняющие тем не менее их фонетический и ритмический рисунок («тити» – часы, «ниняня» – не надо); звукоподражательные слова («ав-ав» – собака, «му-му» – корова).
Язык маленького ребенка агаматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.
Поскольку автономная детская речь фонетически и семантически отличается от взрослой, она понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов. Общение с другими взрослыми с помощью такой речи невозможно, хотя здесь могут помочь неязыковые средства – жесты и выразительная мимика ребенка, сопровождающая непонятные слова.
Г.С. Абрамова пишет: «Первые диалоги малыша со взрослыми обычно очень короткие: вопрос – ответ. Но взрослый сам может сделать ребенка постоянным участником диалога, если будет разговаривать с ним по поводу всего происходящего вокруг, обращать внимание малыша на свои и его действия, на изменения ситуации. Обычно так и поступает большинство родителей, но, к сожалению, нередки и ситуации, когда взрослые увлекаются разговорами между собой и не замечают малыша, а он не умеет привлечь их к происходящему. У многих детишек, если с ними мало говорят, не только страдает речевое развитие, но и не складывается потребность в диалогическом отношении с другими детьми: они как бы не умеют слушать другого человека, не стремятся к сотрудничеству с ним. Наверно, вы могли наблюдать малышей, которые безучастно сидят в колясках, когда их мамы читают или разговаривают между собой. Этих детишек не научили разговаривать, да им и не о чем говорить с мамой. Грустная картина».
Многие дети начинают говорить позже. Они постигают множество ситуаций в окружающей среде, умеют показывать различные части тела и многие предметы в комнате, знают по имени окружающих лиц, выполняют простые указания, но не произносят ни слова. Они обладают так называемой пассивной речью, но не перешли еще к следующей ступени развития – активной речи. Граница между крайним вариантом нормы и патологией речевого развития достаточно нечеткая. В спорных случаях только специалист может определить, является ли задержка темповой или имеется какое-либо нарушение речевого развития.
Темповая задержка речевого развития – наиболее благоприятный вариант, при котором речь ребенка не содержит качественно патологических признаков, а соответствует более ранней фазе развития. В таких случаях не требуется какой-либо не требуется какой-либо лечебной или коррекционной деятельности. Обязательными условиями являются соответствующее возрасту понимание обращенной к ребенку речи, нормальное психическое развитие, хорошие коммуникации, отсутствие выраженной сопутствующей патологии.
У ряда малышей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала оказания помощи. Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития непросто, но очень важно. Необходимо своевременно проконсультироваться с детским неврологом и логопедом.
Что необходимо сделать до обращения к специалистам? Понаблюдать за ребенком и обратить внимание на его поведение. Играет ли он так, как сверстники? Стремится ли он общаться со взрослыми и другими детьми? Хорошо ли ребенок понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами? Кроме того, следует выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что малыш не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
К врачу следует обязательно обратиться, если ребенок в 1 год не говорит лепетных слов или не понимает простых вопросов («где папа?», «где ляля?»), не выполняет простых инструкций («дай ручку», «иди к маме»).
Простые действия родителей
для развития речи ребенка и общения с ним
Для развития речи ребенка О.С. Жукова и В.П. Балобанова советуют родителям:
1. Улыбаться в ответ.
– Поиграйте с ребенком в прятки («ку-ку»). Ласково поговорите с крохой, постарайтесь поймать его взгляд, улыбнитесь, затем закройте лицо руками или маленьким платком. Подождите несколько секунд, не разговаривайте. Затем быстро откройте лицо, радостно улыбнитесь и весело скажите: «Ку-ку!». Повторите игру несколько раз. Если ребенок начнет улыбаться или гулить в ответ на ваши действия. Погладьте его. Ласкайте малыша каждый раз, когда он будет улыбаться.
– Когда вы будете купать или вытирать малыша полотенцем, слегка пощекотите животик, ножки, под подбородком. Ласково разговаривайте с ним, улыбайтесь.
– Возьмите ребенка на руки, походите с ним по комнате, покачайте его. Напевайте детские песенки, ласкайте кроху. Все, что вы делаете, должно радовать малыша, он будет улыбаться вам, гулить, а значит, общаться с вами.
2. Быть активным участником «диалога».
– Если кроха улыбается, увидев вас, наклонитесь к нему, ласково поговорите с ним. Возьмите малыша на руки так, чтобы он видел ваше лицо, легонько покачайте его.
– Используйте любую возможность для того, чтобы малыш подольше находился рядом с вами. Когда вы занимаетесь домашними делами, расположите кроху недалеко от себя, разговаривайте с ним, пойте ему песенки.
– Понаблюдайте за реакцией малыша когда вы отвернетесь от него и он не сможет видеть ваше лицо. Затем положите кроху в кроватку и отойдите на некоторое расстояние. Ребенок должен попытаться восстановить контакт с вами: он может начать кряхтеть, беспокоиться и издавать звуки – таким образом он подзывает вас к себе. Малыш будет «недоволен» тем, что его оставили одного. Подойдите к ребенку, поговорите с ним, улыбнитесь ему.
3. Обращать внимание на голос.
– Чаще разговаривайте с ребенком. В зависимости от ситуации меняйте выражение лица.
– Покажите ребенку погремушку, погремите ею и заодно поговорите с ним. Если кроха начнет улыбаться или гулить, погладьте его и улыбнитесь.
– Каждый раз, когда вы кормите, купаете или одеваете ребенка, разговаривайте с ним, меняйте интонацию, улыбайтесь. Малыш будет связывать приятные ощущения с голосом человека (вашим голосом).
4. Помочь воспринимать разные звуки.
– Встаньте или сядьте рядом с кроваткой ребенка. Сбоку от малыша позвоните в колокольчик (можно использовать также резиновую игрушку) и понаблюдайте за его реакцией. Если ребенок услышал звук колокольчика или резиновой игрушки, он может замереть и перестать на несколько секунд гулить, двигать ножками или повернет голову в сторону источника звука. Если малыш повернул голову в сторону колокольчика, позвоните еще раз и покажите его ребенку, похвалите кроху и улыбнитесь. В следующий раз сделайте то же самое с другой стороны и понаблюдайте, поворачивает ли ребенок голову к источнику звука.
– Предлагайте малышу слушать разные бытовые звуки: звонок телефона, шум пылесоса и т п.
– Постепенно увеличивайте расстояние между ребенком и источником звука. Если малыш не реагирует на звуки или слышит только громкие звуки (стук двери или упавшего предмета), нужно обратиться к специалисту.
– Когда вы даете ребенку слушать разные шумы и звуки, обратите внимание на его реакцию. Если малыш сильно возбуждается или громко кричит, сделайте звук потише.
С возраста шести месяцев до года для малыша полезны следующие игры.
ЧТО ЕСТЬ У МЕНЯ.
Цель игры: развитие речевых, исследовательских навыков, установление эмоционального контакта.
Ход игры. Лягте на кровать и положите малыша себе на грудь. Крепко держите его и говорите ему примерно следующее: «Как я люблю тебя, малыш!», «Какой чудный малыш!» и т. п.
Помогите малышу исследовать части вашего тела. Когда он дотронется до вашего носа, скажите: «Нос». Когда он дотронется до ваших волос, скажите: «Волосы» и т. д.
Приподнимите ребенка и держите его так, чтобы было удобно смотреть друг другу в глаза. Говорите ему ласковые слова, рассказывайте о том, как вы его любите.
КАК ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ.
Цель игры: развитие речи, расширение словарного запаса; формирование представлений ребенка о своем теле; развитие памяти.
Ход игры. Посадите ребенка к себе на колени. Дотрагивайтесь до различных частей его лица и называйте каждую из них. Затем дотрагивайтесь только до двух частей лица, каждый раз говоря: «Это носик (имя ребенка). Это щека (имя ребенка)».
Чтобы ребенку было легче понимать и запоминать эти названия, лучше в ходе каждой игры ограничиваться двумя названиями. Если малыш освоил их, спросите его: «Где носик?» Затем дотроньтесь ручкой ребенка до его носа и скажите: «Вот он». Возвращайтесь снова и снова к повторению различных названий частей лица.
Игры должны быть короткими, но проводить их лучше почаще.
Психолог в Санкт-Петербурге
Ваш взгляд?
Пожалуйста, оставьте ниже свой комментарий...
Комментариев нет:
Отправить комментарий