вторник, 20 июля 2010 г.

Движения и действия малыша



Двигательная активность имеет для малыша уникальное значение. Благодаря ей он не только хорошо формируется физически. С нею неразрывно связано развитие головного мозга, психики и интеллекта.

Первый месяц. Сначала почти постоянно находится в позе «эмбриона» с подтянутыми к туловищу руками и ногами; пальцы сжаты в кулачки; конечностями двигает хаотично и замедленно. Впоследствии, лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.

Второй месяц. Уже хорошо удерживает голову в положении на животе, может удержать игрушку в руке.

Третий месяц. Может удержать голову в вертикальном положении и лежа на животе, когда опирается на ручки; если потянуть за ручки, приподнимает головку; пальцы уже не сжимаются в кулачок, кисть раскрыта, пытается схватить висящие перед глазами игрушки. Внимательно изучает (осматривает, трогает, сосет) свои руки; удерживает в ручках погремушку и гремит ею.

Четвертый месяц. Может переворачиваться на бок из положения на животе; если потянуть за ручки лежащего на спине ребенка, то он подтягивается, сгибая ручки в локтях. Видит игрушку, тянется именно к ней, обхватывает всей ладошкой; ощупывает себя: руки, одежду, тело; все пытается засунуть в рот.

Пятый месяц. «Отжимается», приподнимая плечевой пояс, лежа на животе; переворачивается со спинки на живот; может присаживаться, если потянуть за ручки. активно захватывает предмет двумя руками, уже может держать бутылочку самостоятельно.

Шестой месяц. Сидит с опорой на две руки; ползет к игрушке; может раздельно держать предметы в каждой руке и перекладывать их из рук в руки; может переворачиваться с живота на спинку; с удовольствием сидит на детском стульчике, причем не только во время еды; в манеже и кроватке норовит подтянуться и встать.

Седьмой месяц. Быстро ползает по-пластунски, сидит самостоятельно, иногда опираясь на ручки; в течение недолгого времени может стоять, если его поддерживают. Учится и с удовольствием рвет различные листы бумаги; развязывает бантики; бросает разные предметы; играет с двумя игрушками одновременно; выбрасывает из кроватки и манежа игрушки, наблюдает за их падением.

Восьмой месяц. Сидит самостоятельно и довольно устойчиво; может сам садиться; встает на четвереньки; может вставать, держась за что-нибудь; осознанно жестикулирует: машет ладошкой, прощаясь, тянет ручки, чтобы его взяли на руки, хлопает в ладоши, радуясь. Все еще любит кидать или отталкивать предметы. Вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек; может сложить пирамидку.

Девятый месяц. Активно ползает, по очереди передвигая руки и ноги; стоит, держась за что-нибудь; может идти, хватаясь за опору; учится брать мелкие предметы не всей ладонью, а несколькими пальцами. Играя, пытается выявить взаимодействия предметов – стучит ими друг о друга, толкает, ищет спрятанный предмет, манипулирует одновременно несколькими игрушками.

Десятый месяц. Активно ползает, по очереди передвигая руки и ноги; стоит, держась за что-нибудь; может идти, хватаясь за опору; учится брать мелкие предметы не всей ладонью, а несколькими пальцами. Применяет игрушки в соответствии с их назначением (кубики складывает, машину катит, мячик кидает).

Одиннадцатый месяц. Стоит без опоры и поддержки; идет со взрослым, держась за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Относительно верно использует предметы, подражая действиям взрослых: катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком. С удовольствием играет сам и с родителями, очень любит играть в ладушки; пытается контактировать с ровесниками.

Двенадцатый месяц. С удовольствием сам ходит, встает, стоит и приседает; помогает, когда его одевают. Бойко общается с родителями; пользуется ложкой, расческой; открывает коробки, ящики, любит складывать туда предметы и доставать; чиркает карандашом по бумаге (или по обоям, если не уследить).

Обратите внимание, что в 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координаций. Значение этого момента для дальнейшего развития велико: хватание – первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Интересно то, что эти функциональные действия не становятся еще предметными: они связаны с теми отдельными объектами, с которыми действовал взрослый, показывая ребенку, как укачивать куклу, как кормить ее с ложки и т. п. Переноса действий на другие предметы в этот период еще не происходит. Ребенок как бы не видит в конкретной вещи предмет, в котором фиксируются общественно выработанные способы действия с ним. Поэтому он будет первоначально качать именно ту куклу, с которой он играл вместе с мамой, и не сможет так же действовать с другими, похожими игрушками, например с мишкой.

Тем не менее, к концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действия с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

Психолог в Санкт-Петербурге

 
Ваш взгляд?
Пожалуйста, оставьте ниже свой комментарий...

Комментариев нет:

Отправить комментарий