вторник, 20 июля 2010 г.

Игры и игрушки



Игрушки для ребенка первого года жизни – не только забава, но и источник получения новой информации. За первый год жизни малыш проделывает колоссальный скачок в развитии. Ребенок все время учится чему-то новому, и грамотно подобранные игрушки помогают ему развивать необходимые навыки. Огромную радость малышам доставляют те игры, в которых участвует любящий взрослый.

В первые месяцы жизни следует показывать ребенку яркие одноцветные игрушки простой формы, чтобы малыш учился фокусировать взгляд на предмете и следить за его перемещением. Как уже говорилось, в игрушках должны присутствовать красный, желтый, оранжевый и зеленый цвета.

Важным этапом в развитии ребенка является освоение навыка хватания, умение переворачиваться со спинки на животик. Помочь малышу в этом могут самодельные игрушки, например, коврик из лоскутков ткани, различных по фактуре (бархат, шелк, фланель, вельвет, плащевка и т. д.), который крепится к стенке детской кроватки. Яркие кусочки будут привлекать взгляд малыша, стимулировать моторную активность, а также способствовать развитию познавательной деятельности.

Среди игрушек, которые вы подвешиваете в кроватке, не забывайте помещать кукол, клоунов, матрешек. Особенной любовью малышей пользуется кукла-неваляшка. Нарисуйте яркими красками на круглой картонке улыбающееся личико и подвесить так, чтобы младенцу удобно было ее разглядывать – на расстоянии 50-60 см. от глаз.

В первое время лучше всего использовать забавную игрушку под названием мобиле (в переводе с латинского mobile – «подвижный». Мобиле могут выглядеть по-разному: мобайл-карусельки на батарейках; мобиле с механическим заводом или без механизмов, приходящие в движение от легкого ветерка. Виды крепления также могут быть различными – как к дуге (за веревочки или петельки), так и к почти любой поверхности с помощью присосок. Многие мобиле также обладают звуковыми и световыми эффектами.

Используя мобиле в процессе занятий, вы поможете крохе в развитии зрительных, зрительно-слуховых и зрительно-осязательных систем, а также крупной моторики (движений рук). Это также будет способствовать накоплению у малыша слухового опыта и получению пространственных впечатлений.

Советуем проводить занятия с мобиле в следующем порядке.

0, 5 месяца. Формируем зрительную активность.

Прикрепите к мобиле на ленточке одну игрушку или колечко диаметром 5-7 см. (за игрушками большего или меньшего размера дети следят намного хуже). Новорожденному сначала трудно ловить предметы взглядом. Когда ему что-то показывают, он чаще смотрит на лицо взрослого. А ленточка как раз и необходима для того, чтобы в поле зрения малыша была только игрушка.

Положите младенца на спину и на высоте 50-60 см. над его лицом слегка качните ольцо (игрушку). Начальная амплитуда очень важна: она должна быть 5-7 см., а частота – 2-3 раза в секунду. Раскачивайте предмет в разных направлениях. Но начинайте это делать тогда, когда убедитесь, что малыш задержал на нем взгляд. Слегка покачивая предмет, перемещайте его вправо, влево, вверх, вниз.

После перемещения вправо направьте предмет (кольцо или игрушку) к глазам малыша, а затем в исходное положение и из исходного положения перемещайте влево. Затем вновь направьте предмет к глазам малыша, потом в исходное положение, вверх и вновь в исходное положение. Влево и вправо перемещайте предмет так, чтобы малыш смог повернуть головку за ним. Когда игрушка будет подниматься вверх, ребенок, следя за ней, должен пытаться запрокидывать головку, а при движении вниз – опускать голову, прижимая подбородок к себе.

Поиграйте так 1-2 минуты, два раза подряд, 1-2 раза в день, но не более, чтобы не привести кроху к переутомлению.

1-1,5 месяца. Даем цветовые впечатления.

Чтобы малыш активно развивался, разнообразьте игру, привлекая его внимание к игрушке. Для этого вращайте ее, потряхивайте. Как только малыш заметит игрушку, остановитесь и дайте ему ее рассмотреть. Этот процесс должен длиться не более 5 минут. Через 3-4 дня замените игрушку одного цвета на такую же по форме и величине, но другого цвета. Это поможет обогатить цветовые впечатления малыша. Только помните о цветовых предпочтениях ребенка в младенчестве!

На следующем этапе привяжите мобиле к пружинке (спиральке) и оставьте его, не вращая и не раскачивая. Пусть он нечаянно сам задвигается от легкого ветерка или движения малыша. Это не останется незамеченным!

Когда кроха освоит предыдущие игры, начинайте описывать игрушкой круги. Он будет следить за ее движением, а позже начнет крутить головой, чтобы не потерять игрушку из виду. Постепенно увеличивайте ход игрушки справа налево и диаметр описываемого ею круга.

3 месяца. Развиваем слуховые и тактильные ощущения.

В этом возрасте кроха начнет поворачивать голову в сторону игрушки. Подберите интересные подвески самых разных форм, материалов и цветов с петельками или веревочками. Это позволит вам их периодически менять, чтобы они не надоедали малышу. А различные наполнители помогут развить слуховые и тактильные ощущения, мелкую моторику, укрепят мышцы рук.

4 месяца. Расширяем познавательный процесс.

Подвесьте пару игрушек над малышом на высоте 10-15 см., чтобы он мог самостоятельно схватить их. Если у крохи не получится, помогите. Совсем скоро наступит время, когда малыш сможет хватать игрушки, закрепленные на движущемся мобиле!

Необходимость фиксировать взгляд на движущемся предмете стимулирует у крохи зрительное сосредоточение и прослеживающее движение глаз. Игра также развивает осязание, расширяет тактильные ощущения, знакомит с понятиями «цвет» и «форма».

6 месяцев. Строим причинно-следственные связи.

Привязывайте к устройствам колечки или ленточки и побуждайте кроху дергать за них. Малыши очень любят притягивать к себе игрушку, а потом отпускать, наблюдая за ее движением. В процессе этой игры у ребенка формируются практические навыки действия с предметами. Малышу подойдут минимобиле с различными по форме игрушками. Он уже может сидеть, поэтому с удовольствием будет тянуться к подвешенной игрушке в манеже или коляске.

Для детей от 3 до 6-7 месяцев жизни наиболее важны дидактические игрушки, направленные на развитие основных видов чувствительности, а также на постепенное формирование произвольности действий. Желательно, чтобы в игрушках сам ребенок мог что-либо изменить. Хорошо, если с их помощью малыш сможет издавать какой-либо звук.

Игрушки могут быть разными по рельефу (например, пластмассовый ежик полезен для формирования кожной чувствительности). Это могут быть всевозможные подвески с разноцветными кольцами, шариками, палочками, фигурками на шнурах. Изменяя положение шариков, взрослый может активно привлекать к ним внимание ребенка. К середине первого года жизни ребенок, случайно захвативший кольцо на такой гирлянде, начинает им манипулировать, раскачивая висящие сверху шарики, которые, в свою очередь, создают перестук. Ребенок видит результат своих действий, повторно добивается вызываемого эффекта. Тем самым развивается координация слуха и действий глаз и рук.

Когда малыш научается сидеть, большой интерес для него представляют различные по форме баночки, стаканчики. Он увлеченно складывает их друг в друга, а также что-то прячет в них. Вообще прятание и обнаружение различных вещей в коробочках, под платочком, в специальных кубиках с углублениями доставляют детям большую радость и способствуют развитию познавательной активности.

Ближе к 8 месяцам, когда моторика малыша уже более зрелая, он предпринимает попытки встать на четвереньки и учиться ползать. Но чтобы ребенок пополз, его необходимо стимулировать. Для этого подойдут небольшие яркие мячики, неваляшки, машинки. Такие игрушки помогают малышу двигаться к ним, а также почувствовать собственные возможности в покорении пространства.

Зачастую начинающего ползать карапуза привлекают совсем не красочные игрушки, а разного рода кухонная утварь и предметы «взрослой» жизни (телефон, катушка с нитками, ручное зеркальце и т. д.). Малыш исследует окружающий мир, развивает свое восприятие. Важно помогать крохе: показывать, что можно сделать тем или иным предметом, а также вместе придумать новое, неординарное назначение знакомых предметов.

Огромную роль в развитии малыша играет насыщенное, эмоциональное общение с близкими взрослыми в игре с игрушками. Взрослые, «партнеры по совместной деятельности», играющие вместе с ребенком в какую-то игрушку, показывающие, как она действует, способствуют тому, что именно эта игрушка становится для малыша интереснее и привлекательнее всех прочих игрушек.

Замечали ли вы, как 8-10-месячные дети любят играть предметами кухонной утвари? Вы готовите обед, а малыш пристроился где-то рядом. Он будет вполне доволен, если вы ему дадите что-либо из столовых принадлежностей. Они очень привлекательны для малыша, ведь они так часто бывают в ваших руках! Помогите малышу в игре. Помните: совместные игры полезны и ребенку, и родителям!

Польза от совместной игры для родителей:

1. В правильно организованных играх вы обучаете вашего малыша. В результате игровых занятий ребенок получит намного больше знаний и умений, чем в процессе серьезного обучения.

2. Играя с младенцем, вы полноценно общаетесь с ним. Эмоции, радость, разговор, взаимопонимание – все это делает ваше общение с малышом полезным и приятным.

3. В игре вы хорошо узнаете вашего ребенка.

4. В совместных играх с малышом вы имеете возможность наблюдать за его развитием. Об этом можно узнать из книг и консультаций специалистов, что, конечно, очень полезно, но не может заменить родительского наблюдения и любования своим играющим малышом.

5. Игра с ребенком помогает лучше организовать ваше время, которое часто состоит из умывания, еды, сна, прогулок – всего того, что родители обязаны обеспечивать ребенку повседневно. При этом играет малыш часто один. А ведь именно игра может помочь родителям сделать увлекательным даже самое скучное режимно-гигиеническое занятие: укладывание спать, высаживание на горшок, умывание. Более того, игра помогает организовать детский режим дня более четко. Малыш охотнее собирается на прогулку, без капризов одевается и т. д.

6. Игра – хороший организатор детских праздников, так как способна наполнить радостью общение взрослого и ребенка, а также малышей между собой.

Помните: для играющего ребенка важен психологический комфорт. Малыш склонен испытывать те же эмоции, что и взрослый. Наши эмоции – неуверенность, страх или, наоборот, приязнь, радость – тотчас же передаются ребенку. Дети тонко чувствуют любое неблагополучие в семье. От них не скроется родительская ссора, различные семейные неприятности.

Обратите внимание на следующие особенности игры с малышом:

Показывайте свой интерес к игре. Дети во всем подражают взрослым, и если игра интересна родителям, то она, скорее всего, заинтересует и ребенка. Ребенок замечает не только то, что вы делаете, но и то, как вы к этому относитесь.

Пусть наблюдает! Если ребенок задумался или внимательно наблюдает за происходящим, не отвлекайте его. Поверьте, и оно необходимо для его развития. Позвольте ребенку свободно наблюдать за происходящим. Наблюдение – предшественник познания.

Не учите, а играйте. Когда вы собираетесь позаниматься с малышом, меньше всего думайте о том, что вам придется его учить и добиваться результатов. Гораздо лучше, если вы просто будете радоваться совместным играм.

Не критикуйте. Постарайтесь не испортить игру своим недовольством, жестким контролем и критикой. Не надо бесконечно поправлять и «улучшать» поведение малыша во время игры. Цените счастливые минуты ваших игр! Ребенок не только узнает что-то новое, но и получает бесценный опыт проб и ошибок.

Хвалите малыша! Если малыш сделал не совсем то, что вы ожидали, все равно похвалите его и за малый результат. Поправьте ошибки малыша мягко, не осуждая его. Помните: в раннем возрасте закладываются такие важные качества, как адекватная самооценка и желание получать новые знания.

Не требуйте, а предлагайте. Когда вы приглашаете ребенка в игру, не ждите, что он тут же согласится. Иногда должно пройти какое-то время, прежде чем малыш сможет переключиться на новое действие. Поэтому начинайте играть сами.

Играйте вовремя. Занятия должны проходить в то время, когда ребенок наиболее активен. Постарайтесь вписать занятия-игры в режим малыша. Очень удобно и полезно использовать для обыгрывания бытовые ситуации (прогулка, время на кухне, купание).

Освободите пространство для игры. Прежде чем предложить ребенку любую игру, постарайтесь убрать отвлекающие предметы.

Не много, не мало. Хорошо, если вы будете играть с ребенком ежедневно. Не стоит увеличивать количество занятий до бесконечности – оставьте малышу время для самостоятельной игры. Не играйте с ним на скорую руку, если вы торопитесь.

Помогайте малышу во время занятия. Во время занятий у ребенка есть много причин ошибиться. Если есть возможность предотвратить ошибку, сделайте это. Давайте малышу только те задания, с которыми ему легко справиться, а новые, сложные задания вводите постепенно.

Развивая любознательность малыша, не забывайте о том, что никакие игрушки не заменят ему общения с вами. Если взрослые мало разговаривают с ребенком, он меньше интересуется предметами, и, напротив, дети, с которыми общаются достаточно много, чрезвычайно любознательны.

Психолог в Санкт-Петербурге

 
Ваш взгляд?
Пожалуйста, оставьте ниже свой комментарий...

Комментариев нет:

Отправить комментарий