вторник, 27 июля 2010 г.

Закон сева и жатвы



В человеческой жизни действует один из основополагающих духовных законов – закон сева и жатвы. Этот закон также называют законом воздаяния от Бога, законом причины и следствия. В Новом Завете этот закон прямо упоминается апостолом Павлом: «Что посеет человек, то и пожнет» (Послание апостола Павла к Галатам, глава 6, стих 7). Об этом же много раз говорил Господь Иисус Христос, в том числе в Нагорной проповеди: «…какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Евангелие от Матфея, глава 2, стих 2).

О принципе воздаяний в жизни людей свидетельствуют многие русские пословицы и поговорки: «Как аукнется, так и откликнется», «На добрый привет и добрый ответ», «Не рой другому яму – сам в нее попадешь», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Кто зло замышляет, от зла и пострадает», «За недобрым пойдешь, на худо набредешь», «За чужим погонишься – свое потеряешь».

Чтобы лучше понять закон сева и жатвы, обратимся к природе, где он тоже действует, только не в сфере человеческих отношений, а в растительном мире. Давным-давно, когда сошли воды потопа, Бог сказал Ною: «…впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Бытие, глава 8, стих 22). Действительно, сев и жатва на земле не прекращались с тех пор, и всегда посеянное семя давало соответствующий плод. Семя льна, давало лен, семя кукурузы – кукурузу, пшеницы – пшеницу. И никогда семя, например, ячменя не рождало огурцы.

Подобно тому, как закон сева и жатвы действует в растительном мире, сходным образом он проявляется и в мире людей. Сея семена зла, не возможно рассчитывать, что от них произрастут добрые плоды. Сея добро, можно ожидать, что оно будет благословлено Богом и даст благодатный урожай. В книге пророка Исайи есть такие слова Господа Саваофа: «Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих; а беззаконнику – горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его» (Исайя, глава 3, стих 10).

Если нас посещают неприятности, значит, на это есть причины. Если мы обретаем счастье, то и это, конечно, не случайно. Хотя не всегда мы можем определить конкретные причины того, что с нами происходит, они, тем не менее, всегда существуют. То, что случилось сегодня, является результатом того, что мы думали, чувствовали или делали вчера, неделю, месяц, годы или даже десятилетия тому назад.

Очевидно: чтобы не попадать в скорбные обстоятельства не нужно взращивать в уме негативные мысли, выплескивать из сердца недобрые чувства, совершать злые поступки. Никто не может согрешить и остаться безнаказанным. Всякое зло влечет за собой неизбежные воспитательные последствия, причем нередко очень и очень горькие. Если бы закона сева и жатвы не было, если бы посредством него не запускался закономерный процесс вразумления и воспитания человека через справедливое воздаяние, помогая ему переосмыслить происходящее в жизни, то, человек без удержу своими негативными мыслями, чувствами и поступками окончательно разрушил бы и себя, и немало других людей.

Время наступления жатвы очень различно. Одни пожинают закономерные последствия своих мыслей, чувств и поступков немедленно. Другие их обретают через несколько дней, недель, месяцев. Третьи получают спустя многие годы или даже десятилетия.

Если Божий закон сева и жатвы годами не проявляется, не нужно думать, что так будет всегда. В Псалтири Бог говорит: «…ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои]. Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, – и не будет избавляющего» (Псалтирь, глава 49, стихи 21-22). Так или иначе, справедливый закон сева и жатвы коснется каждого. И страницы Библии сохранили нам немало примеров действия этого закона.

Один из ярких библейских примеров – проступки и их последствия в жизни царя Давида. Он, имея нескольких жен, прельстился красотой Вирсавии, жены своего подданного Урии, тайно согрешил с ней. Прелюбодеяние привело царя Давида к убийству Урии. Что стало последствием? Нечистая связь с Вирсавией обернулась многими несчастьями и бедами, которые преследовали Давида всю его последующую жизнь. Сначала ему пришлось пережить смерть младенца, родившегося от прелюбодеяния с Вирсавией, после чего один из его взрослых сыновей Амнон обесчестил свою сводную сестру Фамарь, возненавидел ее величайшей ненавистью и через два года был убит ее родным братом Авессаломом. Затем последовало восстание самого Авессалома, закончившегося его трагической смертью и горькими слезами отца, из-за которого разыгрались трагедии. Давид хорошо понимал свою вину, следствием чего явились его исполненные болью и раскаянием скорбные слова: «…сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (Вторая книга Царств, глава 18, стих 33)

Разумеется, Бог ни к чему нас не принуждает. Мы вольны посеять зло. Только вот пожать добро уже не в нашей власти, потому что получим то, что заслужили.

Закон сева и жатвы имеет несколько закономерностей:

1. Воздаяние происходит обычно тем же способом, которым человек грешит. Если презираете людей – сами будете презираемы. Унижаете – будете унижаемы. Оскорбляете – будете оскорбляемы. Опустошите душу страстями – потеряете смысл жизни. Совершите блуд – нанесете удар своей семье. Обманываете других людей – будете обмануты, потеряете репутацию или понесете какой-либо ущерб.

Я множество раз видел ситуацию, как бизнесмены испытывали воздаяние за нежелание оплачивать достойно труд своих рабочих и служащих. У одних таких коммерсантов после очередного «всплеска жадности» каждый раз горела дача, другие – разбивали свой дорогой автомобиль, третьи – вынуждены были тратить огромные денежные суммы на лечение внезапно открывшихся тяжелых болезней, четвертые – теряли уважение и от них уходили все успешные компаньоны и талантливые сотрудники.

2. Последствия нарастают постепенно. Как любое посеянное в землю зерно начинает свой рост с небольшого ростка, так и воздаяние обычно начинается с незначительных вроде бы неприятностей, которые являются сигналами для нас: мы посеяли в своей жизни что-то недоброе и теперь наступают закономерные последствия. То есть нам будет преподноситься урок в силу закон сева и жатвы. Урок этот необходимо понять, принять и отработать.

3. Воздаяние совершается через какого-нибудь человека, который является для нас учителем. Если мы не усвоим урок, начнем обижаться, сопротивляться, предъявлять претензии или, не дай Бог, мстить этому человеку, то тем самым создадим себе еще больший дискомфорт и столкнемся с четвертой закономерностью закона сева и жатвы.

4. Последствия усиливаются и проявляются регулярно. Если в вашей жизни повторяются практически одни и те же очень неприятные ситуации – они будут повторяться и дальше, утяжеляться, пока не усвоите урок, не измените себя соответствующим образом.

Похожие проблемные ситуации могут выражаться в том, что вам приходится увольняться с работы, вас оскорбляют, подводят, с вами ведут грубо и бесцеремонно, вас не хотят выслушать, вы попадаете в сходные конфликтные ситуации, теряете деньги (в прямом или переносном смысле), от вас уходит муж (жена), не ладятся отношения с друзьями, возникают препятствия при общении с мужчинами (женщинами) или что-то иное. Если вы будете пытаться оправдываться, сваливать вину на других, обижаться, отвечать злом, уходить от решения проблемы, то через некоторое время ситуация повторится еще более тяжелом варианте. Лучше задать себе вопрос: «Что я должен/должна понять из этой ситуации, какое послание оно мне несет?», найти ответ и совершить необходимые изменения.

5. Воздаяние прекращается, если урок отрабатывается. Закон сева и жатвы дает нам шанс принять ответственность за происходящее на себя, прекратить конфронтацию с самим собой и другими людьми. Используем ли мы его? Поймем ли за какие именно недобрые мысли, чувства и поступки по отношению к другим людям или обстоятельствам жизни мы получаем вразумление? Примем ли мы закономерные последствия своих прегрешений? Не будем искать тех, кто якобы виноват в наших несчастьях? Исправим ли свои ошибки? Если да, то воспитательный процесс посредством закона сева и жатвы остановит свое действие. Этот духовный закон имеет свой предел и создан не для того, чтобы сломить, раздавить человека, но для того, чтобы привести к добрым изменениям. Если урок выучен, задавать его нет необходимости!

Ваш психолог в Санкт-Петербурге

1 комментарий:

  1. Очень хорошая статья! Просто супер! Всё правильно и всё точно! С очень большим духовным смыслом!

    Владимир Анатольевич, разместите, пожалуйста, эту статью на сайте "Трезвение" (на главной).

    ОтветитьУдалить