четверг, 8 июля 2010 г.

Компьютерная зависимость



Введение

Этот материал посвящен особым отклонениям в развитии личности – патологическим зависимостям (пристрастиям) от компьютерных игр и Интернета.

В психологическом плане компьютерная зависимость начинается тогда, когда возникает ущерб реальным потребностям человека от замещения их иллюзорными. Человек бежит от реальности по-разному: одни увлекаются алкоголем или наркотиками, другие часами смотрят телевизор или не могут и дня обойтись без орущего радио, третьи – «зависают» на игровых автоматах или компьютере. Четвертые... Впрочем, дальше вы можете продолжить сами.

Уход от реальности совершается посредством изменения психического состояния, когда человек обретает иллюзию избавления от страхов, тревоги, боли, обид, чувства неполноценности, стыда. Ему кажется, что он снял сильное нервное напряжение, «смягчил» удары реальности, спрятался от нее.

От чего же именно прячется человек, зависимый от компьютера? Для этого нам придется выяснить, какая возрастная категория людей в большей степени подвержена компьютерной зависимости.

Как показывают социологические исследования, влиянию компьютерных технологий в большей степени подвергаются подростки и молодежь. По некоторым данным, 10-14 % жителей городов увлекаются ими серьезно, уделяя этому пристрастию много времени в ущерб учебе и личностному развитию. Проведенный опрос студентов и школьников Волгограда (535 человек) показал, что ежедневно в какую-либо компьютерную игру играют 13 % лиц общей группы, при этом среди школьников 2-7 классов играющих 24 %, старших школьников – 10 %, среди студентов – 8 %.

В нашу программу помощи подросткам и молодежи, зависимым от компьютерных игр и Интернета, приходят ребята (точнее их приводят мамы) в возрасте от 12 до 17 лет. Эта программа действует в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре и включает в себя медицинский, психологический и духовный компоненты.

Так что именно толкает молодого человека к бегству в виртуальные компьютерные миры? Какие неблагополучия действуют на него угнетающе в реальном мире? Что можно предпринять, чтобы помочь ему вырваться из плена пагубных иллюзий. Об этом мы и поговорим.


Опасные иллюзии виртуальных миров

Виртуальные миры – это особое психологическое «пространство», в котором молодой человек субъективно достигает целей, не реализованных в реальном мире. Чем больше у молодежи проблем в реализации себя, чем серьезнее внутриличностные и межличностные конфликты, тем привлекательнее становится мир компьютерных грез.

В виртуальных мирах создаются иллюзии восполнения недостатка общения, близости со значимыми людьми, субъективно компенсируется неудовлетворенность своими способностями. С помощью компьютера, этой бездушной «железки», молодой человек пытается достичь тех целей, которые требуют участия значимых для него людей (родителей, учителей, сверстников), пробует заменить отсутствие радости, неудовлетворенности от жизни. В итоге страдающая личность помещает значительную часть своих отношений и способов получения радости в виртуальную реальность и усугубляет свои неудачи во внешнем мире. Чем более комфортнее человек чувствует себя в виртуальности, тем сильнее он «растворяется в ней», тем значительнее становятся для него компьютер в роли своеобразного наркотика.

Компьютерный наркотик обычно реализуется в двух видах – компьютерной игры и общения в Интернете.

Патологическая зависимость от Интернета формируется в особом виртуальном мире, который имитирует ситуацию взаимодействия с другими людьми. Этот мир, как указывает практикующий психотерапевт А.В. Котляров, имеет ряд специфических характеристик:

1. Виртуальный мир глобальной компьютерной Сети имеет общие признаки с реальностью, что способствует «размыванию» и устранению границ между ними. Загадочность, непредсказуемость Интернета напоминают неопределенность и изменчивость мира. Неискренность, замаскированность человека в Сети похожа на маски, которые он одевает в реальной жизни.

2. Виртуальный мир Интернета пропагандирует якобы имеющиеся доступные преимущества перед реальностью. Человек может взять себе любую роль, оставаясь анонимным и невидимым, а также в любое время ее сменить. Виртуальный мир всегда доступен для использования, создавая иллюзию власти над взаимоотношениями с другими людьми.

3. В виртуальном мире предоставляется возможность любого поведения без ответственности за него, без страха отвержения или осуждения. Это достигается за счет анонимности и недосягаемости.

4. Виртуальная реальность глобальной Сети позволяет создать иллюзию защиты от одиночества, получить эмоциональную поддержку и признание в Интернете. Она субъективно компенсирует причины трудностей в реальном общении без их понимания и действительных шагов для их устранения.

5. Виртуальный мир позволяет в любой момент времени уйти от взаимодействий с реальными людьми, не учитывать их особенности, цели, что невозможно в жизни. Интернет позволяет легко «наделить» воображаемого собеседника любыми способностями, выгодными для своих ложных целей.

6. Сетевая реальность позволяет имитировать творческое состояние, что достигается за счет возникновения в процессе использования Сети состояния, по внешним признакам близкого к творческому. Такая имитация возникает, поскольку имеется возможность постоянного доступа к большим массивам информации, их «открытие», «поиск». И, самое главное, – это возможность испытать во время серфинга в сети состояние «потока». Оно проявляется в поглощенности деятельностью, отвлечением от окружения и «выключенностью» из времени, в ощущении переноса в иной мир, другую реальность, в новые измерения.

В целом сетевые взаимоотношения позволяют взаимодействовать, скрывая свои реальные способности и имитируя отсутствующие, использовать сами взаимодействия в сети без связи с реальностью, как место для экспериментов, не достигая с их помощью реальных целей.

Виртуальный мир компьютерных игр тоже имеет ряд особенностей:

1. Виртуальный мир позволяет выбрать любого героя с любыми способностями и глубоко войти с ним в «слияние» (вплоть до полного отождествления). Можно выбрать способ игры – от игр «со стороны» до игр «внутри мира, от первого лица». В случае игры от «первого лица» предоставляется возможность почти полного перевоплощения в виртуальный, не существующий в реальности образ. За счет этого игра в наибольшей мере позволяет «погрузиться» в иллюзорный мир, покинуть мир реальности. Более того, игра устроена так, что для достижения успеха необходимо «вжиться в роль», стать «руками, ногами и глазами героя». При такой игре наблюдается максимальная интеграция с компьютером.

2. Виртуальный мир игр снижает уровень мышления до детского. Такое изменение мышления достигается самим фактом игры, а также использованием нереальных качеств героя и его окружения (магических сил, сказочных животных и т.д.), условностью гибели героя, у которого может быть несколько «жизней».

3. Виртуальная реальность требует от человека использования и развития способностей, которые очень мало связаны с реальными целями людей. Имеется в виду точность и быстрота мелких действий кистью в шутерах (стрелялках), симуляторах (гонялках), стратегический анализ и планирование множества факторов, который требуется лишь полководцам (в стратегиях), умение «разгадывать загадки» в квестах.

Самую удобную «для погружения» виртуальную реальность предлагают компьютерные игры, в которых игроман принимает на себя роль героя игры и в которых предполагается максимальная глубина «вхождения» в виртуальный мир, где существует потребность вживления в роль персонажа. Эти игры называют ролевыми.


Компьютерные игры – ролевые и неролевые

Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и неролевые. Ролевые компьютерные игры – это игры, в которых игрок принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя. Компьютерные игры классифицируют следующим образом:

I. Ролевые компьютерные игры:
1. Игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя.
2. Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя.
3. Руководительские игры.

II. Неролевые компьютерные игры:
1. Аркады.
2. Головоломки.
3. Игры на быстроту реакции.
4. Азартные игры.

Основная особенность ролевых компьютерных игр – наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина «вхождения» в игру, а также мотивация игровой деятельности, основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности в мир иллюзий. Здесь выделяется три подтипа преимущественно по характеру своего влияния на играющего, силе «затягивания» в игру, и степени «глубины» психологической зависимости.

1. Игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя – шутеры (First Person Shooter). Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидульных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир, а действия своего героя считать своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.

2. Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями героя игры. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз».

3. Руководительские (стратегические) игры. Этот тип назван так потому, что играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже «бог», который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого «глубина погружения» в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми.

Неролевые компьютерные игры характеризуются тем, что играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, вследствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека имеют свою специфику и в целом менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте «прохождения» и (или) набирания очков. Выделяется несколько подтипов:

1. Аркадные игры. Этот тип совпадает с аналогичным в жанровой классификации. Такие игры еще называют «приставочными», так как в связи с невысокой требовательностью к ресурсам компьютера, широко распространены на игровых приставках. Сюжет, как правило, слабый, линейный. Все, что нужно делать играющему – быстро «передвигаться», стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством.

2. Головоломки. К этому типу игр относятся компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ. Мотивация, основанная на азарте, сопряжена здесь с желанием обыграть компьютер, доказать свое превосходство над машиной.

3. Игры на быстроту реакции. Их отличие от аркад в том, что они совсем не имеют сюжета. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека и от этого типа игр.

4. Азартные игры. Практически все неролевые компьютерные игры по своей природе являются азартными. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов, одним словом – компьютерные варианты «настоящего» казино или игрового салона. Психологические аспекты формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов весьма сходны.

Итак, ролевые компьютерные игры в наибольшей мере позволяют человеку сбежать (как минимум на время игры) от реальности и попасть в виртуальный мир. Именно потому мы заострим внимание на наиболее интересном с точки зрения психологии детище компьютерных технологий – ролевых компьютерных играх.


Стадии формирования психологической зависимости
от ролевых компьютерных игр

В начале увлечения ролевыми компьютерными играми идет этап своего рода адаптации, человек «входит во вкус», затем наступает период резкого роста, быстрого формирования зависимости. В результате роста, величина зависимости достигает некоторой точки максимума, положение которой зависит от индивидуальных особенностей личности и средовых факторов. Далее сила зависимости на какое-то время остается устойчивой, а затем идет на спад и опять же фиксируется на определенном уровне и остается устойчивой в течение длительного времени. Можно выделить четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику:

1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз сыграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Кто-то всю жизнь мечтал пострелять из ручного пулемета, кто-то – посидеть за рулем автомобиля или за штурвалом боевого истребителя. Компьютер позволяет человеку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить эти мечты. Игрок получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции.

Природа человека такова, что он стремится повторить действия, доставляющие удовольствие. Вследствие этого человек начинает играть, не случайным образом очутившись за компьютером. Однако специфика этой стадии состоит в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей игры на компьютере как средства побега от реальности в мир иллюзий. Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер.

3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется серьезными изменениями в ценностносмысловой сфере личности. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с игровыми фанатами). Такие люди любят играть совместно, с помощью компьютерной сети. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидулизированная форма.

У людей с индивидуализированной формой игровой зависимости нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра – это сильнодействующий наркотик. Если в течение какого-то времени они не «принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию.

4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с не плотно, но крепко пришитой пуговицей. Иными словами, человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может.

В специальной литературе приводятся следующие основные критерии, определяющие патологическую зависимость от компьютерных игр:
– не желание отвлечься от игры с компьютером;
– раздражение при вынужденном отвлечении;
– неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
– расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера;
– забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе игры на компьютере;
– пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
– злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
– готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
– ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
– обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Механизм формирования игровой зависимости основан на двух частично неосознаваемых стремлениях, потребностях:

1) уйти от реальности,
2) принять виртуальную роль.

Уход от реальности. Основой этого механизма является извращенная потребность человека в «отстранении» от повседневных обязанностей и проблем. Уйти от реальности можно «погрузившись» в «пространство» иллюзий. Ролевая компьютерная игра – простой и доступный способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в обычном мире. Это простой способ «пожить в другой жизни», где нет проблем, нет учебы, на которую нужно ходить каждый день, нет хлопот по зарабатыванию денег на жизнь и так далее. Вследствие постоянного погружения в мир иллюзий возникает опасность не временного, а полного отрешения от реальности. Образуется очень сильная психологическая зависимость от компьютера.

Принятие виртуальной роли. После того, как человек один или несколько раз сыграл в компьютерную игру, он понимает, что его компьютерный герой и сам виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности человека, которые не удовлетворены в реальной жизни. Этого компьютерного героя уважают, с его мнением считаются, он сильный, он – супермен. Чем больше человек играет, тем все больше он начинает чувствовать контраст межу «им реальным» и «им виртуальным», что еще больше притягивает человека к ролевой компьютерной игре и отстраняет от реальной жизни. Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, личность начинает реализовываться в игровом мире, а не реальном.

Итак, существует два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии виртуальной роли. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости.


Интернет-зависимость

Специалисты выделяют следующие поведенческие характеристики интернет-зависимости:

– неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, а уж тем более прекратить работу;

– досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые размышления об Интернете в такие периоды;

– стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы;

– почти навязчивое желание осуществлять подбор, просматривание и изучение специальной литературы о новинках Интернета, обсуждать их с окружающими;

– готовность тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей сбережений или влезанием в долги;

– готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете;

– способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой;

– стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от чувства беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения своеобразной эйфории;

– нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких и начальства;

– готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за поглощенности работой в Интернете;

– пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна в связи с систематической работой в Интернете в ночное время;

– избегание физической активности или стремление сократить ее, оправдываемое необходимостью выполнения срочной работы, связанной с применением Интернета;

– пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить все без остатка «личное» время, работая в Интернете;

– постоянное «забывание» о еде, готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера;

– злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами.

Иногда к вышеприведенному списку поведенческих феноменов, характеризующих зависимость от Интернета, добавляют указания:

– на физиологическую реакцию (увеличение кровяного давления, учащение пульса) по типу условного рефлекса на модемное соединение;

– длительные периоды измененного состояния сознания по типу медитативного или трансового состояния при работе в Интернете;

– гипертрофированную раздражительность при прерывании извне сеанса связи с Интернетом;

– сновидения по типу пассивного «просмотра текста».

Симптоматика зависимости от Интернета не всегда может быть отделена от симптоматики так называемой «зависимости от компьютеров» или «патологического (избыточного) применения компьютеров». Однако, между интернет-зависимостью и патологическим пристрастием к компьютерным играм существует довольно тесная связь.

А еще зависимость от Интернета характеризуется следующим:

– обсессивным пристрастием к работе с компьютером;

– «информационной перегрузкой», то есть компульсивной навигацией по WWW, поиском в удаленных базах данных;

– патологической привязанностью к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронной торговле;

– зависимостью от «кибер-отношений», то есть от социальных применений Интернета: от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, от установления в ходе такого общения дружеских отношений или «флирта», что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;

– зависимость от порнографических сайтов в Интернете, от обсуждения сексуальной тематики в чатах или специальных телеконференциях «для взрослых».

Наличие зависимости от Интернета можно определить по следующему тесту:

Тест на зависимость от Интернета

1. Чувствуете ли вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли вы о предыдущих он-лайн сеансах и предвкушаете ли последующие)?

2. Ощущаете и Вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?

3. Были ли у Вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?

4. Чувствуете ли Вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?

5. Находитесь ли Вы он-лайн больше, чем предполагали?

6. Были ли у Вас случаи, когда Вы рисковали получить проблемы в работе, учебе или в личной жизни из-за Интернета?

7. Случалось ли Вам лгать членам семьи, врачам или другим людям чтобы скрыть время пребывания в Сети?

8. Используете ли Вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?

Человек считается интернет-зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.

Московские ученые из МГУ Р.Ф. Теперик и М.А. Жукова опубликовали результаты исследований, в которых им удалось выделить свойственный зависимым от Интернета пользователям (мужчинам от 20 до 30 лет) особый тип межличностных отношений, который был назван «независимо-доминирующий». Этот тип межличностных отношений выражается в таких характеристиках, как преобладание тенденции к доминированию, ориентация только на собственное мнение, нетерпимость к критике, настойчивость, эгоцентричность, сниженная эмоциональность, обособленность и замкнутость в отношениях с другими людьми, подозрительность, обидчивость.

Как сообщают авторы исследования, описанный тип межличностных отношений, свойственный зависимым от Интернета молодым людям, сочетается с характерным для них дефицитом развития коммуникативных умений, что проявляется в низкой способности слушать и слышать собеседника, нетерпимости к высказываниям партнера по общению, неспособности внимательно относиться к собеседнику и давать ему возможность высказать свою позицию. Помимо описанного дефицита развития коммуникативных умений у интернет-зависимых снижены способности распознавать эмоциональное состояние партнера в общении по невербальным признакам. Кроме того, авторы исследований отметили тот факт, что зависимые от Интернета в большинстве своем не ориентируются при взаимодействии с партнером по общению на то, чтобы собеседник понял их как можно лучше. По мнению ученых, в этой особенности проявляется эгоцентричность, свойственная в целом стилю межличностных отношений у интернет-зависимых людей.

При таком подходе к общению (невнимание к собеседнику, неспособность понять его переживания и дать ему высказаться, дистанцированность в отношениях, подозрительность, черты самодовольства, критический настрой к любым мнениям, кроме собственного) зачастую, действительно трудно найти и удержать собеседника. Поэтому Интернет-зависимые люди выбирают Сеть как средство коммуникации, где не нужно удерживать конкретного партнера, так как можно найти другого, тем более, что физическая «непредставленность» друг другу собеседников по интернет-общению, дающая ощущение безопасности, снижает естественные психологические риски общения (например, чувство стыда перед собеседником).

Выделим следующие стадии интернет-зависимости:

1. Выбор привлекательного варианта виртуальной реальности. Человек использует различные службы глобальной Сети с целью выбора той, которая предлагает наиболее подходящую виртуальную реальность. Он участвует в различного вида взаимодействиях (чаты, конференции и т. д.) на различную тематику, пробует общаться с различными партнерами в различных ролях. Его задача – установить, какой вариант и какое время виртуального общения лучше всего компенсирует недостаток общения в реальной жизни. После выхода из Интернета периодически возникает желание вернуться в Сеть, проверить электронную почту, новости любимых сайтов. Человек формирует стиль взаимодействия в Сети и начинает пользоваться ей с самостоятельной целью, не имеющей места в реальности. Виртуальные взаимодействия остаются незначительной, хотя и приятной частью жизни. В настоящем мире пока существуют более важные цели.

2. Перенос цели в виртуальную реальность, формирование зависимости. Когда серфер определяет самую подходящую для взаимодействия виртуальную реальность, он переносит в нее свою цель. Время сетевого общения резко возрастает, увеличивается количество партнеров, время и интенсивность общения, темы для обсуждения в Интернете все больше удаляются от реальной жизни. Общение в Сети предпочитается обычному общению в реальном мире независимо от того, какой предмет обсуждается. Интернет-зависимый человек заполняет свой мир виртуальной реальностью, утрачивает способность взаимодействия в настоящей жизни.

3. Стадия стабилизации. Через некоторое время конкретное взаимодействие в виртуальной реальности исчерпывается, перестает «увлекать». Сетевая деятельность угасает и зависимость становится менее выраженной. Зависимый от Интернета человек возвращается в реальность, правда без особого энтузиазма. Потребность вернуться к виртуальным взаимодействиям сохраняется в «спящей форме».


Почему возникает компьютерная зависимость

По нашим наблюдениям вовлечение подростков и молодежи в патологическую компьютерную зависимость оказывают первостепенное влияние следующие причины:

– межличностные конфликты с близкими людьми (в первую очередь с родителями);
– отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения, теплоты, внимания безусловной любви по отношению к ребенку или между родителями;
– ошибки в воспитании, в том числе сформированный эгоцентризм и не привитое умение общаться со сверстниками;
– нарушение привычных стереотипов жизни (в том числе существенные изменения в семье, например развод);

Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети с компьютерной зависимостью. Но, несомненно, – это семьи, где недостаточно эмоционального общения между родителями и детьми, где родители часто конфликтуют меду собой, где сплошь и рядом присутствуют серьезные ошибки в воспитании детей. Словом, речь идет о неблагополучных (или только внешне благополучных) семьях. Иногда семья внешне крепкая, сплоченная, а при ближайшем рассмотрении – без взаимного уважения, псевдосолидарная. Благополучна ли эта семья?

Среди явно неблагополучных семей выделяется большая группа семей с нарушениями общения. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание, бегство в болезнь, или нормоотклоняющееся поведение. Именно тогда-то родители, наконец, отрываются от своих дел, делают замечания, ругают... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого, хотя ребенок все-таки ждет настоящего внимания, тепла, любви и заботы.

Пример из личной практики

За консультацией к психологу обращается мать и отец с сыном-подростком 12 лет. Он днями и ночами сидит за компьютером, не ходит в школу, почти не спит и не ест. Мать жалуется, что она извелась с ним, у нее уже нет сил. На индивидуальной консультации с психологом выяснятся, что мать чрезмерно загружена работой и уходом за часто болеющим младшим сыном, а отец постоянно находится в командировках и лишь изредка приезжает домой.

Чем для этого 12-летнего подростка явилась компьютерная зависимость? Оказывается – средством привлечь внимание родителей к себе. Мать стала больше общаться с ним, хотя в основном посредством ругани, попыток вразумить, исправить путем угроз. Отец тоже озаботился болезненным состоянием сына, отложил очередную командировку, пришел с ним и супругой к психологу.

Семейная психотерапия дала определенные результаты: подросток начал ходить в школу, перестал просиживать ночи за компьютером, у него снизилась тревожность. Может ли он снова вернуться к прежнему нормоотклоняющемуся поведению. С уверенностью говорим: может! Когда? Когда родители вновь «забросят» своего старшего сына.

В научной литературе нет четкого определений понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная», «патогенная», «семьи группы риска», «негармоничная семья». Особенностью всех этих семей является негативное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде различных форм поведенческих отклонений.

Результат неблагополучия разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее сделать это применительно к тем «проблемным» молодым людям, которые воспитывались в семьях внешне благополучных. Эти семьи различны по своим социальным установкам, интересам, но сам стиль жизни, поведение взрослых, их настроенность таковы, что влекут за собой специфические отклонения в развитии детей, которые могут обнаружиться не сразу, а спустя годы. Внешне урегулированные отношения в таких семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения на уровне как супружеских, так и детско-родительских отношений. Дети части испытывают острый дефицит родительского внимания и любви из-за служебной или личной занятости супругов. В век компьютеров стремительно теряется связь поколений. Некогда остановиться, подумать, перекинуться словом даже в замкнутых пределах квартиры.

В.И. Гарбузов говорит о том, что состояние ребенка зачастую оказывается показателем отношений его родителей, имея при этом в виду, что болезненные проявления у ребенка могут быть единственным выражением семейной дезорганизации. Д.Н. Исаев отмечает: нарушенные внутрисемейные контакты (особенно между матерью и ребенком) серьезно увеличивают риск развития различных заболеваний. Л.И. Вассерман с соавторами пишет, что если ребенок с детства воспитывался в семье, которую можно определить как патогенную, характеризующуюся наличием конфликтов и эмоциональной напряженностью в отношениях между ее членами, он лишается возможности приобрести адекватные навыки общения, его способность к коррегированию собственных эмоциональных реакций на основе опыта блокируются и тем самым ограничиваются его возможности реализации своих эмоциональных и познавательных потенциалов.

Анализируя происхождение семейных конфликтов, А.И. Захаров выделяет следующие неблагоприятные черты личности матерей, которые обладают более выраженными невротическими изменениями по сравнению с отцами:

сензитивность – повышенная чувствительность, склонность все принимать близко к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;

аффективность – эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения;

тревожность – склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний либо противоречивость личности в целом, обусловленная трудно совместимым сочетанием двух предшествующих характеристик;

доминантность – стремление играть значимую роль;

эгоцентричность – фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости мышления;

гиперсоциальность – повышенная принципиальность, утрированное чувство долга.

Помимо внутрисемейных конфликтов на развитие ребенка огромное влияние оказывает воспитание. В дисгармоничных семьях отмечаются различные аномальные варианты воспитания детей. Отметим некоторые из них:

Гиперпротекция. При гиперпротекции члены семьи (обычно мамы) уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится центральным делом их жизни. К типичным высказываниям мам относятся: «Все, что я делаю, я делаю ради своего ребенка», «Мой ребенок для меня – самое главное в жизни», «Заботы о ребенке занимают большую часть моего времени».

Гипопротекция. Ситуация, при которой дети оказываются на периферии внимания родителей. До детей «не доходят руки», родителям «не до них». К детям обращаются лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Потворствование. Это те случаи, когда взрослые стремятся к некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка – «балуют его». Каждое его желание для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, матери обычно приводят аргументы: «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего сами были лишены в свое время, что ребенок растет практически без отца и так далее.

Игнорирование потребностей. Данный стиль воспитания противоположен потворствованию. В этом случае чаще всего страдают духовные и психологические запросы детей, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.

Чрезмерность требований–обязанностей. Требования к ребенку велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации.

Недостаточность требований–обязанностей. Ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо домашнему делу.

Чрезмерность требований–запретов. В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих свободу и самостоятельность.

Недостаточность требований–запретов. Ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок легко их нарушают, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером домой, вопрос о курении и об употреблении алкогольных изделий. Он ни за что не отчитывается перед родителями, которые при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении.

Неустойчивость стиля воспитания. Приемы воспитательных воздействий резко сменяются. Такой стиль проявляется как частый переход от очень строгого воспитания к либерально-попустительскому и, наоборот, от повышенного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями.

Американский психолог Дж. Готтман выявил, что в неблагополучных семьях бросается в глаза излишняя ритуализованность, скованность общения. Члены семьи как бы боятся выразить свои переживания, чувства, нарушить заведенный порядок общения. Супруги и дети редко обмениваются новой информацией, избегают «лишних» разговоров. В таких семьях редко говорят «мы», предпочитая говорить «я», что свидетельствует об изолированности членов семьи друг от друга. В некоторых семьях наблюдается неприятие ребенка.

Пример из личной практики

В семье 15-летнего Сергея Р., родители по отношению к нему проявляют эмоциональное отторжение, непринятие. По словам Сергея, он «это чувствовал всегда». В беседе его родителей с психологом выяснилось, что такое их поведение вызвано нежелательностью появления ребенка на свет со стороны отца и несоответствие его пола ожиданиям матери (она хотела родить не сына, а дочь). А еще оказалось, что родители Сергея не понимают закономерностей и своеобразия личностного развития своего ребенка, предъявляют к нему завышенные требования, постоянно навязывают ему собственное мнение. В результате такой «воспитательной политики» Сергей начал каждый день допоздна просиживать в компьютерных клубах.

Дети с самого раннего возраста нуждаются в эмоциональном соучастии взрослых. Они ждут участия родителей в своих проблемах и трудностях, рассчитывая на их поддержку, понимание и безусловную любовь. Однако родительскую любовь взрослые понимают по-разному. Для одних – это неусыпный контроль, для других – заласкивание, для третьих – материальное обеспечение, для четвертых – предоставление неограниченной свободы. Поэтому многие родители не могут понять, почему, несмотря на их «правильное» воспитание, у них нет контакта с детьми, а все их воспитательные усилия оборачиваются поражением. Очень редко родители задумываются о том, такой ли любви ждет от них сын или дочь.

Наряду с характерными особенностями, присущими большинству современных российских родителей, многие отцы и матери из дисгармоничных семей отличаются рядом неблагоприятных личностных черт, которые осложняют отношения в семье и негативно сказываются на процессе воспитания. Под воспитанием в данном случае понимается не столько целенаправленное педагогическое воздействие, сколько личный пример родительского поведения. А.С. Макаренко указывал, что никакие педагогические рецепты не помогут, если в личности воспитателя есть серьезные изъяны. Дети очень наблюдательны и чувствительны к малейшим изменениям в настроении и поведении взрослых, хотя сами взрослые обычно этого не замечают. Макаренко отмечал, что поведение родителей – самый решающий фактор, и не надо думать, будто воспитание происходит только тогда, когда с ребенком разговаривают, поучают его, приказывают ему. Родители воспитывают ребенка своим поведением: как они устанавливают отношения между собой, с детьми, с родственниками, с другими людьми, во что они верят и как эту веру выражают эту веру в своей жизни.

Среди особенностей, которые могут стать причиной личностной деформации и даже нейрогенного нарушения у ребенка, выделяют, прежде всего, направленность личности родителей и некоторые черты их характера, со временем приобретающие патологизирующие формы.

В направленности личности родителей отмечается их бескомпромиссность, которая выражается в излишней принципиальности, требовательности, нетерпимости, завышенном уровнем притязаний в отношении возможностей детей. Принципиальное сдерживание родителями своих положительных эмоций, чрезмерная рационализация оборачиваются недостатком теплых и непосредственных чувств к детям.

Что касается характера, то это родительский эгоцентризм, внутренняя конфликтность, неприятие себя, тревожная мнительность. Вследствие этого они чрезмерно настойчиво, бескомпромиссно и претенциозно пытаются создать идеального ребенка, ожидая и требуя от него то, в чем сами оказались личностно несостоятельными. Но как раз поэтому воспитание теряет свою прочность, устойчивость, естественность и последовательность. В то же время родители аффективно болезненно реагируют на несоответствие своим требованиям и ожиданиям, усиливают психологическое давление на детей, прибегая к различным санкциям и наказаниям.

Психическое и духовное состояние детей – это показатель благополучия или неблагополучия всей семьи. В психологии понятие идентифицированный пациент. Оно обозначает человека, чей проблемный симптом отражает дисгармонию, существующую внутри семьи. То есть, что-то нарушено в семье, в отношениях ее членов друг с другом, но создающим проблему носителем симптома является только один из них.

Когда в семье появляется идентифицированный пациент, например зависимый от компьютера ребенок, вся семья, как правило, видит проблему только в нем и обращается за психологической помощью в связи с ним, формулируя свой запрос: «что с ним делать?» или «как его исправить?» Ребенку преодолеть компьютерную зависимость очень трудно, если не изменяется существующая система взаимоотношений в его семье, которая-то и привела к зависимому поведению. Если, не понимая этого, пытаться воздействовать только на ребенка, то хороших результатов добиться будет почти невозможно. Правильный выход – это восстановление нормальных, зрелых семейных взаимоотношений.

Для этого нужно, во-первых, признать, что временами ваша семья действительно бывает неблагополучной. Во-вторых, надо принять решение о необходимости изменения ситуации. В-третьих, нужно простить друг другу прошлые ошибки и изменить свою жизнь, хорошо осознавая, что можно жить по-другому, не так, как это было до сих пор. Суть дела состоит в том, что истинные источники проблем вашей семьи оставались как бы невидимыми для вас, для ваших близких, – причем не потому, что кто-то отказывался их видеть, а потому, что вы не знали, куда смотреть, или были приучены воспринимать жизнь так, что ничего разглядеть просто не удавалось. И, наконец, в-четвертых, вам предстоит сделать первые шаги на пути к этим изменениям, выстраивая зрелые отношения в семье.

Какие же отношения можно назвать зрелыми?

В зрелых семьях присутствует:
– естественность в отношениях членов семьи, а не манипуляции друг другом;
– честность, а не обман;
– любовь, а не жестокость;
– уважение друг к другу, а не презрение и невнимание.

В таких семьях принято:
– выслушать друг друга, а не замкнуться в себе;
– считаться с другими, а не ставить во главу угла только свои интересы;
– открыто проявлять свою радость и боль, а не пытаться скрыть свои чувства;

В зрелой семье родители ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Их поведение не расходится со словами.

В зрелых семьях родители понимают возрастные особенности воспитания детей и меняют свои подходы к ребенку по мере его взросления.

Превратите семью из «общества обвиняемых» в общество, где умеют и любят говорить друг с другом и договариваться. И вы увидите, как много можно изменить, если начать относиться к негативным, неприятным событиям в жизни семьи как к сигналам бедствия. Не надо во всем винить себя или кого-то. Радуйтесь, что наконец-то сигнал, каким бы он ни был, понят и принят вами. Он может оказаться не из приятных, зато будет отражать действительность. И на этот сигнал нужно адекватно прореагировать.

Задача каждого ребенка – стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать конструктивные решения, отвечать за свои поступки, делать осознанный выбор и строить свою жизнь, опираясь на здоровые духовно-нравственные принципы. Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле. Важно помнить, что фундамент самостоятельности и ответственности закладывается постепенно, но начинать его выстраивать следует как можно раньше.


Только не лебедь, рак и щука!

Когда родители «проблемного» ребенка решают «начать заниматься его настоящим воспитанием», мы постоянно наблюдаем непоследовательность родительских действий, санкций, поощрений и наказаний. Беда, если наше настроение, влияет на то, что сегодня мы разрешили ребенку что-либо, а завтра – запретили. Поступая так, мы разрушаем и без того нестойкую картину мира ребенка. Это первый грех непоследовательности.

Вторая беда выражается в несогласованности слов и действий взрослых, с которыми общается ребенок. Разногласия по поводу воспитания и реакций на поведение ребенка у различных членов семьи – явление распространенное. Нужно помнить непреложное правило: ребенок не должен знать об этих разногласиях. Если кто-то из членов семьи считает, что разрешение или запрет, поощрение или наказание со стороны другого неверно, дождитесь времени, когда ребенка не будет рядом, и разрешите свои споры путем выстраивания диалога и готовности идти на обоюдные уступки.

Не обсуждайте вопросы воспитания при ребенке, не давайте ему повод понять, что если мама что-то не разрешила, то надо обратиться к папе. Это вредно по следующим причинам.

Причина первая. Таким поведением вносится в картину мира ребенка несогласованность и дисгармония. Два (или больше, когда в дело вступают бабушки и дедушки) самых значимых, любимых и важных человека в жизни ребенка говорят разное о том, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Чью позицию принять?

Вторая причина. Находясь под психологическим напряжением по поводу выбора кого слушаться, ребенок может перейти к манипулированию. Он сначала интуитивно, а со временем осознанно, начинает использовать родительские разногласия, получать выгоду для себя, добиваясь удовлетворения своих желаний или капризов от того, кто окажется наиболее удобным объектом манипулирования.

Третья причина. Роли «карающего» и «милующего» могут закрепиться за каждым из родителей. А закрепление этих противоположных ролей опасно не только тем, что ребенок будет бояться или даже ненавидеть сурового родителя. Опасность таится и в том, что сердобольный отец (или мать) начнут самоутверждаться за счет своей «плохой» половины. И в один прекрасный день ребенка спровоцируют на попытку коалиции – с «добрым» родителем против «злого».

Причина четвертая. Бабушки и дедушки (особенно если они живут в одной квартире с молодой семьей) тоже вступят в коалицию с кем-то против кого-то. Тут уж не за горами у молодых родителей грядет развод. Во всяком случае, вероятность к тому велика.

Нити семейных конфликтов тянутся очень далеко. Их последствия отражаются не только на состоянии детской души, но и на всей их дальнейшей жизни, так как дети из конфликтных семей выходят в мир с глубокими внутриличностными конфликтами. Эмоциональная нестабильность семейных, супружеских и родительских отношений, отсутствие единства мнений и солидарности родителей в воспитании детей – все это приводит к формированию у ребенка чувства страха, неуверенности в себе, замкнутости и нелюдимости, уходу в себя. Это может сказаться впоследствии и на их собственных семьях, и на их собственных детях, потому что семья, в которой вырос ребенок, дает образец той семьи, которую он создаст, став взрослым.


Программа коррекции

Молодым людям с компьютерной зависимостью мы предлагаем программу коррекционной работы, в которой задействованы врачи, психологи и священники, включает в себя три этапа.

Первый этап – консультативно-диагностический. Он включает в себя индивидуальное консультирование молодых людей с компьютерной зависимостью и семейное консультирование с выделением ведущей проблемы зависимого человека и его основных конфликтогенных сфер жизнедеятельности: семейной, учебной, коммуникативной. Результат вычленения ведущей проблемы и ее активных участников становится основанием для формулирования так называемого «семейного договора», согласно которому молодой человек определяет доступное ему время работы с домашним персональным компьютером, а взрослые члены семьи принимают установленный минимум и максимум занятого компьютерного времени. Одновременно с зависимым от компьютера человеком оговариваются его новые обязанности и домашние дела, которые он нужно выполнять, чтобы уважали его право на «компьютерное время», на котором он может учиться или использовать для работы, общаться в Интернете (но не устанавливать никаких игр и, соответственно не играть в них). Родителям требуется постоянно проявлять внимание к развитию конструктивных наклонностей ребенка, чаще проводить совместный досуг. Всей семье предлагается посещения церковных воскресных школ по месту расположения ближайших православных храмов и пастырское душепопечение священников Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии.

Второй этап – коррекционно-терапевтический. Первые шаги этого этапа работы включают врачебную коррекцию соматических проявлений компьютерной зависимости с помощью фитосборов и фитопрепаратов (например, восстановление сна, улучшение работы нервной системы). Далее строится работа с психологом в форме 5-7 индивидуальных консультаций самого зависимого от компьютера человека и кого-либо из членов его семьи (обычно его матери). Оказывается помощь в воцерковлении.

Третий этап – коррекционно-поддерживающий. Он включает закрепление психологических установок на здоровый образ жизни, гармоничные семейные отношения, духовное оздоровление. Проходит в виде консультаций священников и психологов по запросу со стороны вышедшего в ремиссию зависимого от компьютера человека, а также любых членов его семьи.


Литература

Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Компьютерные аддикции. http://www.top-med.ru.

Вассерман Л.И., Горьковская И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004.

Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Можайск-Терра, 2000. С.110-131.

Вострокнутов Н.В. Компьютерная зависимость и коморбидные расстройства // Игровая зависимость: мифы и реальность. Материалы международной конференции / Под ред. акад. РАМН Т.Б. Дмитриевой. – М.: РИО ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава», 2007. С. 9-21.

Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. – СПб.: АО «Сфера», 1994.

Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2007.

Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) // Аддиктология. 2005, № 1. С. 65-77.

Жичкина А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии, 1999, № 3. С. 72-80.

Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. – СПб.: Нева, 2003.

Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). – СПб.: Респекс, 1995.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – СПб.: Просвещение, 1993.

Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. http://flogiston.ru/projects/articles/gameaddict2.shtml.

Интернет-зависимость. http://www.iworld.ru

Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: Рук. для врачей. – СПб.: Питер, 2000.

Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Котляров А.В. Другие наркотики, или Homo Addictus: Человек зависимый. – М.: Психотерапия, 2006.

Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей //Родители и дети. Хрестоматия – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2003. С.227-320.

Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Книга для трудных родителей. Блиц-педагогика – Клин: Христианская жизнь, 2006.

Осложненное поведение подростков: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы / Авт.-сост. Т.А. Шишковец. – М.: 5 за знания, 2006.

Перешина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отношений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Семейная психология. Хрестоматия / Сост. Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. – СПб.: Речь, 2007.

Теперик Р.Ф., Жукова М.А. Психологические аспекты Интернет-зависимости // Игровая зависимость: мифы и реальность. Материалы международной конференции / Под ред. акад. РАМН Т.Б. Дмитриевой. – М.: РИО ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава», 2007. С. 138-146.

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

Цыганков В.А. Компьютерная зависимость: психология преодоления. – СПб.: Православная Школа Психологии, 2007.

Шевченко И. Некоторые психологические особенности общения посредством Internet. http://www.flogiston.ru.

Шполянский М., свящ. Поприще, дарованное нам Богом. Христианское воспитание детей в современном мире. Изд. 2-е, исправл. и доп. – М.: ОБРАЗ, 2005.

Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная терапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: Речь, 2006.

Янг К.С. Диагноз – интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000, № 2, С. 24-29.

Яничева Т.Г. и др. Полезная книга для хороших родителей: Ответы психологов на вопросы родителей. – СПб.: Речь, 2006.



психолог, доктор философии


Поделитесь ссылками!

8 комментариев:

  1. Спасибо, Владимир Анатольевич! Очень хорошо проработаный материал. Скопировал себе для распечатки.

    ОтветитьУдалить
  2. Владимир Анатольевич, проводите ли Вы индивидуальное консультирование по преодолению компьютерной зависимости. Мой сын зависим от компьютера. Ему 16 лет.

    ОтветитьУдалить
  3. Да, я провожу психологическое консультирование и для тех, кто имеет компьютерную зависимость, и для их родственников.

    С уважением,
    Ваш психолог Владимир Цыганков,
    Санкт-Петербург

    ОтветитьУдалить
  4. А как можно к Вам записаться на консультирование?

    ОтветитьУдалить
  5. Звоните по одному из наших телефонов (в нашем центре работают 4 линии различных телефонных операторов) или по Скайпу. Смотрите страничку «Контакты».

    С уважением,
    Ваш психолог Владимир Цыганков,
    Санкт-Петербург

    ОтветитьУдалить
  6. Большое спасибо. Как записаться на консультацию?

    С уважением, Ольга

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Ольга! Записаться на консультацию можно, позвонив по одному из 4 телефонов нашего центра. Смотрите страничку "Наши контакты и схема проезда".

    С уважением,
    Ваш психолог в Санкт-Петербурге
    В.А. Цыганков

    ОтветитьУдалить