среда, 14 июля 2010 г.

Психотерапия полного прощения. Работа с анкетой



Психотерапия полного прощения опирается на один из основополагающих духовных законов в жизни человека – закон сева и жатвы. В Новом Завете этот закон прямо упоминается апостолом Павлом: «Что посеет человек, то и пожнет» (Послание апостола Павла к Галатам, глава 6, стих 7). Об этом же говорил Спаситель в Нагорной проповеди: «…какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Евангелие от Матфея, глава 2, стих 2).

Очевидно: чтобы не попадать в неприятную ситуацию не нужно пребывать в негативных мыслях или чувствах, совершать недобрые поступки. Если же неприятная ситуация возникла, вполне может оказаться, что она служит нам сигналом: мы посеяли в своей жизни что-то недоброе и теперь пожинаем плоды. То есть нам преподносится урок в силу закона сева и жатвы.

Если мы не усвоим урок, то тем самым создадим себе еще больший дискомфорт. И он будет усиливаться до тех пор, пока обстоятельства не заставят задаться вопросом: «Что же все-таки происходит?»

Закон сева и жатвы дает нам шанс прекратить конфронтацию с самим собой и другими людьми, отказаться от позиции жертвы и принять ответственность за происходящее на себя. Используем ли мы его? Поймем ли за какие именно недобрые мысли, чувства и поступки по отношению к другим людям или обстоятельствам жизни мы получаем воздаяние? Примем ли мы закономерные последствия своих прегрешений, не будем искать тех, кто якобы виноват в наших несчастьях? Исправим ли свои ошибки?

Если в вашей жизни повторяются практически одни и те же неприятные ситуации, вызывающие ваше недовольство, – они будут повторяться и дальше, пока не усвоите урок, не измените себя соответствующим образом. Похожие проблемные ситуации могут выражаться в том, что вас не ценят на работе, вас оскорбляют, подводят, с вами ведут грубо и бесцеремонно, вас не хотят выслушать, вы попадаете в сходные конфликтные ситуации, теряете деньги (в прямом или переносном смысле), от вас уходит муж (жена), не ладятся отношения с друзьями, возникают препятствия при общении с мужчинами (женщинами) или что-то иное. Если вы будете пытаться оправдываться, сваливать вину на других, обижаться, отвечать злом, уходить от решения проблемы, прозябать в позиции жертвы, через некоторое время ситуация повторится в еще более тяжелом варианте. Лучше задать себе вопрос: «Что я должен/должна понять из этой ситуации, какое послание оно мне несет?», найти ответ и совершить необходимые изменения.

В психотерапии полного прощения положительные изменения могут начаться в процессе работы с анкетой, которая приводится ниже. В моей психотерапевтической практике я множество раз видел, как происходили чрезвычайно важные изменения в жизни пациентов, работавших с анкетой: у них чудесным образом налаживались отношения с супругой (супругом), детьми, а также успешно разрешались затяжные конфликтные ситуации, распутывались трудные эмоциональные узлы на работе или в учебе и т. д. Что примечательно, позитивные изменения происходили очень быстро – через несколько дней, часов и даже минут (!!!) после завершения работы над анкетой.

Пройдите и Вы путем психотерапии полного прощения с помощью анкеты, созданной на основе разработок Колина Типпинга. Ее форма приводится ниже:


Анкета для психотерапии полного прощения

1. Ситуация, вызвавшая мое недовольство. В этом пункте я определяю то, что меня огорчает. Я избегаю здесь духовных или психологических толкований данной ситуации.

2. Я недоволен кем-то в этой ситуации потому что… (формулирую свои претензии как можно конкретнее).

3. Поведение этого человека вызывает у меня… (определяю свои подлинные мысли и эмоции, не подвергая их цензуре и не подавляя).

4. Я не боюсь признать, не стану отрицать или подавлять свои негативные мысли и чувства (решите, какие именно).

5. Я хозяин своих убеждений (взглядов, мыслей) и чувств. Никто не может заставить меня думать или чувствовать по-своему, поскольку мои мысли и чувства принадлежат только мне. Мои чувства – отражение того, как я вижу ситуацию. Источник проблемы находится не во внешнем мире, но внутри меня, в моей душе. Итак, отказываюсь ли я от позиции жертвы, принимаю ли ответственность на себя?

6. Я понимаю, что сам создал эту ситуацию. Готов ли я признать ее как урок жизни, данный мне для обучения и роста? Чувствую ли я необходимость исправить свои ошибки и успешно пройти этот урок жизни?

7. Чувствую ли я некоторые предупреждения, которые были сделаны в мой адрес уже раньше и которые указывали на то, что мне не нужно было усугублять ситуацию? (Даю подробное описание).

8. Мое недовольство данной ситуацией послужило ли для меня сигналом, что я лишал кого-то любви, что это лишение проявилось в осуждении, неоправданных ожиданиях, желании чтобы кто-то изменился по моему усмотрению? Как именно это происходило?

9. Понимаю ли я, что человек, которым я был недоволен в данной ситуации, отражает те аспекты меня, которые я особенно не люблю? (Определяю, какие именно).

10. Признаю ли я, что этот человек отражает мое ложное восприятие действительности? (Определяю, какое именно).

11. Освобождаюсь ли я от потребности судить и быть правым? Вижу ли пользу, которую могу извлечь из данной ситуации?

12. Я благодарю человека, к которому испытывал недовольство, за то, что он согласился сыграть свою роль в моем исцелении и полностью прощаю его. Так ли это?

13. Я освобождаю сознание от мыслей и отпускаю чувства, изложенные в п. 3 анкеты (отмечаю, какие именно).

14. Я осознаю, что все, пережитое мной было справедливым отражением моего нездорового восприятия ситуации. Теперь я понимаю, что могу изменить эту «реальность», просто проявив желание увидеть в этой ситуации огромную пользу.

15. Я отказываюсь направлять свою энергию на переживания о прошлом и направляю ее на созидание здорового будущего.

16. Я уверен, что эта ситуация будет развиваться согласно Божьему промыслу обо мне. Я возвращаюсь к правильному духовному устроению, основанному на любви. Теперь я отношусь с любовью к себе и к тому человеку, которым был недоволен в данной ситуации.

17. Записка к данному человеку. Сегодня, заполняя анкету для психотерапии полного прощения и понимая, что все происшедшее было подчинено Божьему промыслу, я благодарю, принимаю и люблю тебя без всяких предварительных условий – такого, какой ты есть. Я хочу сказать тебе…

18. Записка себе. Я отдаю себе должное за то, что мне хватило мужества понять и отработать этот урок жизни и за то, что мне с Божией помощью хватило сил преодолеть состояние жертвы. Я свободен и теперь могу сказать себе…


Психолог в Санкт-Петербурге

Ниже Вы можете задать вопросы и оставить свой комментарий

3 комментария:

  1. Здравствуйте, Владимир Анатольевич! От всей души благодарю Вас за то, что Вы в прошлом году провели тренинг по психотерапии полного прощения. Я сначала не поверил, когда Вы сказали, что можно по предложенной технике (анкете из 18 пунктов) получить быстрые изменения к лучшему. И лишь когда я сам проработал эту технику, искренне простил свою жену и отпустил все негативные эмоции, которые к ней испытывал, когда принял ее такой, какой она есть, без всякий условий, то на следующий же день увидел, как распутываются застарелые и, казалось бы, никогда не могущие распутаться наши проблемы с женой. Я очень рад, что технике полного прощения я смог измениться сам и открыть доступ в свою жизнь чудесным переменам. Дай Вам Бог здоровья, Владимир Анатольевич! Огромное спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Благодарю! Я рад, что Вы получили пользу и открылись добрым переменам. Удачи Вам!

    ОтветитьУдалить
  3. Я взяла ручку и на бумаге проработала анкету,появилось состояние легкости и уверенности в себе,в том что жизнь меняется и я не жертва обстоятельств,что выбор пути за мной и многое зависит от меня.Спасибо!

    ОтветитьУдалить