вторник, 24 июля 2012 г.

Симптомы патологической зависимости от азартных игр


Игромания, игровая зависимость


            Игромания – весьма тяжелая патологическая зависимость. На протяжении нескольких лет азартные игроки не замечают происходящих в них патологических изменений. На начальном этапе игра воспринимается как легкое развлечение. Начинающий игрок тратит небольшие суммы денег, которые никак не ассоциируются с понятием финансовой катастрофы.

В том случае, если начинающий игрок выигрывает, то он забирает выигрыш и может порой разумно распорядиться этими деньгами. На этом инициальном этапе у игрока создается иллюзия безопасности и приятности игры, а также иллюзия, что проигрываются незначительные суммы, потеря которых не отражается на бюджете игрока.

А вот выигрыш всегда воспринимается как более значительное событие. Выигрыш оставляет яркие радостные переживания. Большинство азартных игроков очень хорошо помнят свой первый значительный выигрыш, когда им пришлось испытать психическое состояние, похожее на экстаз или приступ маниакального восторга.

Выигранные деньги имеют преувеличенное значение для игрока. Они психологически другие, чем заработанные. Они кажутся ему «легкими», «радостными». Их легче тратить на бездумные развлечения, чем такие же суммы денег, полученные за привычный труд.

Первые две стадии (два этапа) игровой зависимости (игромании)


Первый этап формирования игроманииинициальный этап – может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет. Все зависит от личности игрока, возраста, сопутствующих вредных привычек, материальных условий, избранного варианта азартной игры и, естественно, характера общественной культуры.

Постепенно, незаметно для критики начинающего игрока, первый этап сменяется следующим – гиперкомпенсацией. Термин «гиперкомпенсация» означает, что азартный игрок пытается решить проблемы, связанные с игрой, с помощью специфической защиты, носящей в психологии аналогичное название.

Вместо того, чтобы радикально избавиться от трудностей и прекратить азартную игру, игрок (гамблер) упрямо начинает тратить на их преодоление все большее количество материальных, эмоциональных, временных, социальных и других ресурсов. Пытаясь компенсировать свои неудачи, игрок прилагает явно гипертрофированные усилия для этого.

Гамблер не осознает, когда происходит переход от здравомыслия к патологической зависимости от азартных игр.

Патологическая зависимость крадется медленно, как хищник на охоте. Человек привыкает к этим прогрессирующим изменениям, и ему кажется, что он такой же, как был всегда, но это не так. Как гласит китайская поговорка: язык, пробующий сам себя на вкус, ничего не чувствует. Болезненные изменения первыми замечают родственники и близкие люди (именно они нередко первыми обращаются в наш центр за помощью).

Важно отметить, что каждый выигрыш ускоряет течение болезни. То, что считается в азартной игре благом, на самом деле таковым не является. То же самое можно сказать про «наркоманское» или алкогольное счастье.

Признаки второй стадии игровой зависимости (игромании)


Основные отличительные признаки патологического игрока, характерные для второй фазы развития игромании – гиперкомпенсации:

1. Значительную часть своего личного времени азартный игрок посвящает игре, размышлениям об игре, фантазированию о выигрыше. Ввиду этих временных затрат все более становится заметен дефицит времени в других сферах жизни патологического игрока – семейной, профессиональной, социальной. Становятся реже встречи с друзьями, забываются другие увлечения, свойственные игроку прежде.

2. Запускается процесс болезненного фантазирования. Фантазии о выигрыше становятся все менее реалистичными, но патологический игрок не отдает себе в этом отчета. Фантазирование становится таким же привлекательным и приятным времяпрепровождением, как и сама игра.

3. В связи с фантазированием изменяется отношение патологического игрока к азартной игре. Это уже не просто развлечение, а «серьезная деятельность». Гамблер пытается рационализировать и объяснить, прежде всего, для себя свое разрастающееся увлечение игрой и связанную с этим необходимость колоссальных затрат времени и финансов. Игроман начинает видеть в азартной игре единственно доступное средство обогащения, достижения «новой безбедной жизни» и многого другого.

4. Непомерно вырастают денежные траты игрока. Это становится заметно родственникам и близкому окружению лудомана.

5. В связи с временными денежными проблемами патологический игрок начинает задействовать другие доступные ему человеческие ресурсы. Он начинает занимать в долг, манипулировать близкими и окружающими его людьми, закладывает свое имущество. Однако, что характерно для второй стадии игромании, имеющихся финансовых и социальных ресурсов пока что хватает для погашения издержек азартной игры, и известные границы разумного поведения патологический игрок на этой стадии все-таки не переходит.

6. Изменяется отношение к проигрышам. Если на первой стадии проигрыш сдерживал продолжение азартной игры, что совершенно понятно для логики нормально мыслящего человека, то на второй стадии «неудачи» начинают подстегивать к продолжению игры. Игромана начинает преследовать фантазия, характерная для второй стадии игровой зависимости. Называется она «Отыграться!»

7. Методы игры гамблера модифицируются в сторону увеличения ставок. Теперь он использует не «безопасные ставки», как на первой стадии, а «рискованные». Очень важным считается, чтобы это были значимые для игрока суммы. На мелочь азартный игрок не играет – это становится скучным. Если гамблер беден, то ставка – рубль, если миллионер, то миллион! Чтобы потеря приносила ощутимую боль, а, следственно, выигрыш давал ощутимый восторг. Это то, что специалисты, занимающиеся психологией зависимого поведения, называют феноменом «эмоциональных качелей». Игрок учится «раскачивать» свои эмоции с помощью азартной игры и получать от этого запредельные удовольствия.

8. Игромана все больше привлекают «быстрые азартные игры». Растет нетерпеливость, и ожидание итога игры становится все более тягостным. Поэтому предпочтение отдается азартным играм, в которых нужно меньше думать, меньше выбирать и быстрее известен результат. Такое явление можно наблюдать и во многих карточных компаниях, когда вечер начинают с «преферанса», а заканчивают игрой в «очко».

9. Отсутствует критика к своему азартному поведению. Патологический игрок часто понимает, что азартная игра – занятие предосудительное, но про себя все еще сохраняет мнение, что ничего плохого он не делает. Ему кажется, что он полностью контролирует ситуацию, что ему не нужна посторонняя помощь и он справится со всеми трудностями сам.

10. Появляются навязчивые воспоминания об азартной игре, импульсивные и овладевающие приступы влечения к азартной игре. В такие моменты гамблеру бывает трудно подавить тягу к азартной игре. Он ловит себя на мысли, что не может пройти мимо игорного зала и не может выйти из него, пока не закончатся деньги.

11. Начинается искажение свойств личности. Игрок допускает нарушение собственных нравственных принципов из-за азартной игры. Ранее общительный человек становится замкнутым и нелюдимым. Игроман принимается лгать окружающим и самому себе. Возникают явления самообмана, например, когда азартный игрок прячет «от себя» в задний карман свою «неприкасаемую» зарплату и убеждает себя, что зайдет поиграть «только на 100 рублей», но проигрывает, «как и в прошлый раз», все деньги. Или, когда гамблер совершенно серьезно составляет свой потребительский бюджет будущего месяца с учетом аванса за свою работу и не выигранных еще денег в азартные игры.

12. Постепенно ухудшается способность к прогнозированию дальнейшего развития событий. Многие реальные исходы банальных событий подменяются фантазиями. Игрок начинает жить мыслями в будущем, игнорируя прошлое и, самое главное, – настоящее. Время жизни начинает ускользать от игрока в неизвестном направлении.

Третья стадия зависимости от азартных игр (игромании)


Третья стадия игромании является заключительной. Ее длительность колеблется от года до нескольких лет. Эта фаза имеет хронический характер и волнообразное прогрессирующее течение. Фазы безудержной «запойной» патологической игры сменяются фазами вынужденного воздержания от нее.

Эта фаза отличается исчерпанием материальных, социальных и психологических ресурсов патологического игрока. Она называется фазой декомпенсации.

На третьей фазе игровой зависимости изначальные человеческие ресурсы уже не в состоянии покрыть возросшие патологические потребности игромана. Еще эта фаза называется фазой отчаяния, потому что патологический игрок начинает осознавать имеющиеся у него тяжелые проблемы. У него рождается ощущение собственной несостоятельности и психического неблагополучия.

Однако эта неустойчивая, зависимая от чужого мнения критика по-прежнему абсолютно отсутствует в моменты азартной игры. Только после нее игроман испытывает сожаление и раздражение по поводу своего «срыва». Поэтому появляются светлые спонтанные или вынужденные промежутки «вне игры», которые могут быть разной длительности, но чаще не превышают полугода. Самопроизвольного сокращения патологической игры не происходит.

Симптомы третьей стадии игровой зависимости (игромании)


Поговорим о симптомах, характерных для третьей стадии игровой зависимости (игромании):

1. Ощущения впадения в «трансовое» состояние незадолго до начала игры и в момент игры. Феномен полной потери чувства времени во время игры. Преследующее ощущение нереальности происходящего после окончания сессии азартной игры.

2. Потеря счета деньгам во время игры. Денежные суммы воспринимаются только как «кредиты», «фишки», «чипы», «поты».

3. Потеря способности распоряжаться деньгами и планировать свой бюджет. Любые значимые суммы – свои или чужие – тратятся на игру. Пациент не может довести зарплату до дома, не может отдать деньги, взятые в долг.

4. Потеря контроля над азартной игрой – способности не начинать, не продолжать, закончить азартную игру (бессилие перед азартной игрой).

5. Потеря способности «уйти с выигрышем». Наступают времена, когда игроман может прекратить игру только в том случае, если у него заканчиваются деньги.

6. Продуцирование «собственных» суеверий. Элементы символического мышления в моменты эмоциональных срывов. Здоровые люди тоже иногда подчиняются традиционным приметам, но они никогда, в отличие от патологических игроков, не «изобретают» их сами.

7. Неустойчивая «мерцающая» критика. Появление отрицательного критического отношения к азартной игре и своему патологическому азартному поведению после периода игры, но отсутствие такового в моменты азартной игры или незадолго дот ее начала. Возникновение понимания своего бессилия отказаться от азартной игры.

8. Эмоциональные проблемы: чувство собственной неполноценности, депрессия, раздражительность, замкнутость, бессонница, возможны мысли о суициде.

9. Значительное истощение материальных, социальных и психологических ресурсов личности.

10. Социальная изоляция, одиночество.

11. Очевидное искажение свойств личности. Привычное нарушение нравственных норм. Азартный игрок нередко лжет окружающим, даже тогда, когда в этом нет никакой личной выгоды. Совершаются растраты чужих денег, воровство, мошенничество, шулерство.

По книге Ф.Г. Щеглова «Игровая зависимость: рецепты удачи для азартных игроков».

Как избавиться от игровой зависимости


            Вы хотите избавиться от игровой зависимости? Скорее всего, Вы хотели бы не просто «избавиться от игровой зависимости», а сделать это быстро, безболезненно, без «побочных эффектов», эффективно и с гарантией хорошего результата, не так ли?

            Если это так, то лучше всего воспользоваться услугами хорошего центра, эффективность которых проверена временем! Сначала Вам потребуется пройти психологическое консультирование и тестирование.

Это можно сделать
посредством:


            Ключевые слова: азарт, игровая зависимость, психолог, психотерапевт, Санкт-Петербург, СПб, лечение игровой зависимости, центр здоровья Владимира Цыганкова, как избавиться от игровой зависимости, психологическая помощь, Петербург, компьютерная зависимость игровая, подскажите хорошего психолога, признаки игровой зависимости, лечение, психолог СПб, азартные игры, патологические зависимости, страсти, игромания, карточные игры, психологический центр Санкт-Петербург, Петроградский район, станция метро «Горьковская».

Комментариев нет:

Отправить комментарий